3. Описание альбома «Звуки»
Хранящийся в мюнхенском Фонде Габриэле Мюнтер и Йоханнеса Айхнера русский вариант альбома «Звуки» состоит из двух частей.
Одну из них представляет макет, включающий двадцать три листа квадратного формата двух разных сортов1. На них наклеены разрезанные на полоски листы бумаги низкого качества с машинописными текстами, а также обрезанные листы бумаги с оттисками гравюр или рисунками. В семи случаях работа велась прямо по картону2, в одном рисунок сделан с оборотной стороны3, в пяти случаях4 текст не напечатан, а написан рукой Кандинского. Лист 7 в макете отсутствует и его содержание установлено по каталогу Рётеля5. Всего в макете восемь рисунков и набросков6, девять одноцветных гравюр на дереве7, одна гелиогравюра — издательская марка Салона Издебского на титульном листе. Таким образом, общее число предполагавшихся иллюстраций — пять (считая с эскизом обложки; шесть, учитывая набросок на л. 1 об.) листовых, одиннадцать виньеток и издательская марка.
Ханфштенгль связывает с макетом еще девять графических листов, выполненных на картоне того же сорта8. Семь листов соответствуют формату макета: четыре из них представляют собой эскизы к будущим ксилографиям альбома «Klänge»9 (все, кроме № 159, цветные), один, по-видимому, является эскизом к неосуществленной черно-белой ксилографии10, еще два — акварели, едва ли предназначавшиеся для перевода в гравюру11. На листе № 159 отмечена пагинация (29), аналогичная нумерации листов в макете12. Макет содержит семнадцать текстов (см. таблицу). В папке хранится еще один экземпляр тех же машинописных текстов.
Второй частью подготовительных материалов к альбому является хранящаяся отдельно рукопись стихотворений (12 автографов на отдельных листах разного формата)13. На автографе стихотворения «Листья» в правом верхнем углу пагинация 1, на автографе «Звуки» — 13 (хотя всего листов двенадцать).
Третья часть текстов — 11 рукописей с авторской правкой и один пробный типографский оттиск; они хранятся вместе с 32 автографами (плюс один машинописный текст) для «Klänge» в парижском Музее современного искусства. Большинству русских автографов из Мюнхена соответствуют немецкие автографы из парижской коллекции; один из немецких текстов («Licht») нигде более не повторяется.
В таблице рядом с оглавлением макета приводится список мюнхенских автографов в порядке их нынешнего расположения. «М» означает присутствие текста в макете, «Р» — текст, вписанный в макет от руки, «А» — рукопись в мюнхенском собрании, «П» — рукопись в парижском хранении («Пн» — соответствующий А немецкий текст), «—К» — отсутствие текста в альбоме «Klänge».
СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ МАКЕТА АЛЬБОМА «ЗВУКИ» (М) | АВТОГРАФЫ СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ АЛЬБОМА «ЗВУКИ» (А) |
Л. 2 Не (П, Пн) | Листья (М) [пагинация: i] (Пн) |
Л. 3 Весна («Молчи, пестрый человек...») (П, Пн) | Дождь (Пн) |
Земля (Пн) | |
Л. 4 Листья (А, П, Пн) | Возвращение [сложенный вдвое лист ] (Пн, —К) |
Л. 5 Гимн (Р, А, Пн) | |
Л. 8 Белая пена (П, Пн) | Башня (П — типографский оттиск, Пн) |
Л. 8 Видеть (П, Пн) | |
Л. 9 Клетка (Р, Пн) | Стол (Пн) |
Л. 10—11 Фагот (П, Пн) | Капли падали со звоном... (—К) |
Л. 12 Холмы (П, Пн | Взор |
Л. 13 Звуки (Р, А, Пн) | Весна («Месяц молодой на Западе...») |
Л. 15 Мел и сажа (П, Пн) | Гимн (М, Пн) |
Л. 16 Пестрый луг (П, Пн) | Песня [в правом верхнем углу надпись: Нож и перо] (Пн) |
Л. 17 Отчего? (Р) | |
Л. 18 Колокол (П, Пн) | Звуки (М. Пн) [в правом верхнем углу карандашом: 13; это последний из двенадцати листов, хранящихся в папке] |
Л. 19 Вода (П, Пн) | |
Л. 20 Пейзаж (—К) | |
Л. 21 Вечер (Р, — К) |
Таким образом, в M и А совпадают лишь три текста (один из них — «Листья» — в рукописи короче). Ряд стихотворений в M и А несет следы правки, однако большинство их не может быть названо в точном смысле слова черновиками — тексты переписаны набело14. Характер поправок в П позволяет считать большинство этих рукописей первичными.
Для сравнения приведем оглавление альбома «Klänge» (не имеющего пагинации) с указанием текстов, присутствующих в русском макете (М), рукописях из Мюнхена (А) и Парижа (П).
Hügel (M, П) | Anders |
Sehen (M, П) | Ausgang (А: Дождь) |
Fagott (M, П) | Im Wald |
Offen | Vorhang |
Vorfrühling | Weisser Schaum (M, П) |
Käfig (M) | Hymnus (M, A) |
Das | Später |
Glocke (M, П) | Abenteuer |
Erde (A) | Kreide und Russ (M, П) |
Warum? (M) | Lenz (A) |
Unverändert | Blätter (M, А, П) |
Hoboe | Lieder (A) |
Frühling (M, П) | Wurzel |
Einiges | Tisch (A) |
Nicht (M, П) | Bunte Wiese (M, П) |
Doch noch? | Blick (A) |
Klänge (M, A) | Der Turm (А, П — типографский оттиск) |
Wasser (M, П) | Blick und Blitz |
Der Riss | Das Weiche |
Задуманный альбом должен был состоять из двадцати двух листов, иметь одноцветную обложку либо переплет15, титульный лист, семнадцать размещенных на отдельных листах текстов (лишь «Фагот» занимает две страницы) с одиннадцатью виньетками, пять черно-белых ксилографий в лист.
Титульный лист имеет следующий текст (вставки карандашом взяты в угловые скобки): «КАНДИНСКIЙ / ЗВУКИ / КСИЛОГРАФIИ печатались въ Акц. Об. Ф. Брукмана Мюнхенъ> / ТЕКСТЪ <— въ типографии Т-ва А.П. Мамонтова Москва> / <1911> / ИЗДАНIЕ САЛОНА <ИЗДЕБСКАГО>».
Примечания
1. Hanfstaengl, № 154, GMS 589; иллюстрации — «Co всадником» № 155 (398) и «Дерево, всадник, лодка» 156 (590); эскиз обложки — Hanfsaengl, № 157, GMS 588. Формат 32, 5 (32, 9) х 32, 4 (32, 8). На всех листах, кроме эскиза обложки, пагинация (нижний правый угол) от 1 до 22. На старой папке была надпись, вероятно, рукой Мюнтер: «Kandinsky/ Zu Klänge... / Zeit der Abstraktion/ Skizzen und Entwürfe/ (Zeichnungen und Farbiges)/ Gute (?) Zeichnungen» [Кандинский / К «Звукам».../ Абстрактный период / Наброски и эскизы / (Рисунки и цветные) / Красивые (?) рисунки] (Hanfstaengl, S. 63).
2. Обложка, л. 1, 1 об., 6, 13, 21, 22.
3. Л. 1 об.
4. Л. 5 («Гимн»), 9 («Клетка»), 13 («Звуки»), 17 («Отчего?»), 21 («Вечер»).
5. Ксилография, основанная на теме «Композиции 2». 1911 (KGW, № 97). Фотография этого листа есть в комплекте негативов, хранящихся в мюнхенском собрании.
6. Обложка, л. 1 об., указание для размещения виньетки на л. 5, л. 6 «Со всадником», наброски виньеток нал. 13, 15 и 16. л. 22 «Дерево, всадник, лодка».
7. Виньетки — л. 2, 8, 9, 10, 11, 19, 20; гравюры в лист — л. 7 и 14.
8. 158 (GMS 458); 159 (GMS 412); 160 (GMS 457); 161 (GMS 456); 162 (GMS 353); 163 (GMS 352); 164 (GMS 387); 165 (GMS 388); 166 (GMS 146).
9. 158 «Восточное», 159 «Конная процессия», 160 «Звук труб», 161 «Три всадника в красном, синем и черном».
10. 164 «Всадники на берегу».
11. 162 «Два всадника и лежащая фигура», 163 «Обнаженная».
12. Hanfstaengl, S. 63; старая нумерация листов (возможно, сделанная до начала работы), простирается до 33.
13. Хранятся в одной папке с автографами и оттисками текстов для «Klänge».
14. Черновыми текстами в автографе являются «Капли падали со звоном...» и «Гимн».
15. Эскиз обложки выполнен в темных пурпурно-фиолетовых тонах; ср. цветовое оформление Känge. В недавно вышедшем каталоге утверждается, что обложкой служила акварель с надписью «Звук труб» (см. примеч. 89), а ее название было первоначальным заглавием сборника (Абрамов В.А. В.В. Кандинский в художественной жизни Одессы. Документы. Материалы. Одесса. 1995. С. 48); основания для пересмотра истории альбома (с чем не согласуется оформление макета, а также надпись «серия "Оно"» на одном из черновиков парижского собрания, см. ниже) автором не указаны.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |