1914—1921: снова в России
Началась мировая война, Кандинскому пришлось оставить Германию. В августе 1914 года вместе с Габриэлой Василий перебрался в Швейцарию, где начал писать книгу «о точке и линии». В ноябре того же года Кандинский и Габриэла расстались. Габриэла решает вернуться в Мюнхен, а Кандинский — в Москву. Там осенью 1916 года художник встретил дочь русского генерала, Нину Андреевскую, на которой женился в феврале 1917 года. В непростое революционное время творчество Кандинского то использует язык полуабстракций, то склоняется к романическим фантазиям и импрессионистическим пейзажам. В картинах абстрактного направления заметно усиление геометризации некоторых элементов. Причин у явления две — художественная атмосфера Москвы того времени, исполненная духа абстракционизма, и процесс упрощения собственных форм творчества.
В России Кандинского оказался в среде послереволюционного культурно-политического развития. Он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса в период 1918—1921 годов, занимаясь вопросами музейной реформы и художественной педагогики. С 1919 по 1921 вышло шесть серьезных статей художника. Он получил должность председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном Бюро отдела ИЗО Наркомпроса, и принимал активное участие в создании 22 музеев в провинции. Однако наибольшим влиянием, как преподаватель, Кандинский обладал, будучи преподавателем Свомаса («Свободные Мастерские») Москвы, а позже — Вхутемаса.
Во Вхутемасе он был профессором с октября 1918 года. Кандинский составил собственный учебный план, в основе которого лежал анализ формы и цвета. План стал развитием идей, опубликованных художником в книге «О духовном в искусстве». Учебный план, основанный на той же теории, Кандинский разработал и для Инхук (Институт Художественной культуры), в создании и управлении которым ему также довелось поучаствовать. Но в этом случае мнение коллегии института не совпало с мнением художника. Появились противники — Степанова, Родченко, Попова, считавшие необходимым конструктивное оформление и расположение материалов, их точный анализ. Всякое проявление иррациональности в процессе творчества отвергалось.
Кандинский, в свою очередь, был настроен решительно против конструктивистов: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как «абстрактным академиком». Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».
Многие коллеги-художники позволяли себе открытые нападки, называя, как Пунин, картины Кандинского «изуродованным спиритизмом». В декабре 1921 года Кандинский принял решение покинуть Москву. После 1922 года социалистическая идеология усилила давление на искусство, и картины Кандинского на долгие годы исчезли из музеев СССР.
Читайте также:
1866—1896: Москва. Начало пути художника
1896—1911: мюнхенский период. Преображение
1911—1914: эпоха «Синего всадника»
1934—1944: Париж. Биоморфная абстракция