1922—1933: Баухаус
Вернувшись в Германию, Кандинский получил приглашение от основателя Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухауса). Вальтер Гропиус предложил ему возглавить мастерскую настенной живописи в Веймаре, куда художник и направился вместе с Ниной. Он получил возможность преподавать, продолжать развивать свои идеи. Кандинский акцентировал внимание на усиленном анализе, изучении отдельных элементов художественного полотна. Результатом работы в этом направлении стало сочинение «Точка и линия на плоскости». Кроме того, Кандинский активно экспериментировал с цветом, используя полученные в процессе преподавания выводы и собственную аналитическую базу.
В творчестве художника вновь заметны изменения: на первый план выходят отдельные геометрические элементы, в палитре преобладают холодные цвета, которые порой производят впечатление диссонанса. Художник часто использует круг, в качестве чувственного символа совершенства формы. Главной работой веймарского периода можно назвать «Композицию VIII» (1923). Помимо концептуальных работ, из-под кисти художника в этот период выходят насыщенные фантазией «Маленькие миры», созданные для издательства «Пропилеи», а также несколько камерных картин — «Маленькая места в красном» (1925) и другие.
Помимо работы в Веймаре, Кандинский принимал участие в выставках в США и читал там лекции, в составе нового объединения «Синяя четверка», созданного вместе с Клее, Фейнингером и Явленским.
Однако в 1925 Баухаус в Веймаре был закрыт, в результате постоянных нападок со стороны правых партий. Вновь открытый в Дессау, Баухаус обеспечил художникам довольно благоприятные условия. Кандинский и его соратники в нескольких свободных классах живописи могли как преподавать, так и творить самостоятельно. В 1925 году была создана картина «Желтое-Красное-Синее», воплощение периода «холодной романтики» в творчестве художника. В то время Кандинский писал о себе: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе, как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее — она — кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня — тем хуже для них...»
В Дессау к художнику на новом уровне вернулись идеи «гезамкунстверк», предполагающие создание произведений на стыке нескольких искусств. Кандинский с блеском воплотил их в создании изобразительного сопровождения к «Картинкам с выставки» Мусоргского и своем произведении «Желтый звук».
В последние годы существования Баухауса творения Кандинского были проникнуты легкостью и своеобразным юмором, который можно найти в его более поздних парижских картинах. Так, картина «Причудливое» (1930) вызывает ассоциации космически-египетского направления, ее населяют символические сказочные образы. В них прослеживается влияние Пауля Клее, с которым Кандинский был очень дружен тогда.
К 1931 году против Баухауса развернули мощную борьбу национал-социалисты, и в 1932 году Баухаус вновь был закрыт. Кандинский с женой отправился во Францию, где они поселились в предместье Парижа нейи-сюр-Сен. За период с 1926 года по 1933 Кандинский создал 300 акварелей и 159 картин маслом. К несчастью, многое из наследия художника оказалось утрачено: нацисты объявили его (и других художников) живопись «дегенеративной».
Читайте также:
1866—1896: Москва. Начало пути художника
1896—1911: мюнхенский период. Преображение
1911—1914: эпоха «Синего всадника»
1934—1944: Париж. Биоморфная абстракция