О влиянии фольклористики на творчество Кандинского (Н. Курчанова, А. Афанасьев)
Исследователи, изучавшие фольклорные темы в работах художника, уделяли пристальное внимание тому факту, что Кандинский увлекался этнографией. Статья «Кандинский и фольклористика: мифо/логия или мифо/скопия» Натальи Курчановой выстраивает теорию воздействия «метафорической теории происхождения языка и общения» и фольклористики на те произведения Кандинского, где запечатлены сказочные сюжеты.
Один из сторонников этой теории — А.Н. Афанасьев. Он выпустил полное собрание русских легенд и сказок в трех томах. В соответствии с теорией «значения языковых корней в древности было осязательно, присуще сознанию народа, который со звуками родного языка связывал не отвлеченные мысли, а те живые впечатления, которые производили на его чувства видимые предметы и явления. С течением времени первоначальные ассоциации корней с определенными чувствами и впечатлениями стали забываться. То восприятие природы, которое было основано на реакциях к ее явлениям, начало исчезать. Постепенно праязык был приручен человеком, он был превращен в орудие для передачи своих мыслей». Однако «метафорическая основа доисторического языка сохранилась в мифах и в развившихся на мифах песнях, былинах, сказках». Курчанова пришла к выводу, что Кандинский пользовался разработанной Афанасьевым теорией эпитета, метафоры для того, чтобы создать собственный язык: язык образных знаков, язык элементарных изобразительных форм.
Читайте также:
Исследователи творчества художника об этнографической деятельности Кандинского (П. Вейсс, В. Бараев)
Исследователи о происхождении фамилии художника