Предисловие ко второму изданию
С момента выхода в свет этой книги минуло два года. Одна из наших целей — с моей точки зрения главная — осталась почти недостигнутой. Речь шла о том, чтобы на примерах, на практических сопоставлениях, на теоретических доказательствах показать, что вопрос о форме в искусстве вторичен, что проблема искусства это преимущественно вопрос о его содержании.
На практике «Синий всадник» доказал свою правоту: возникшее формально скончалось. Оно едва просуществовало два года — мнимо просуществовало. Возникшее из необходимости «развивалось» дальше. Более доступное пониманию из-за торопливости нашего времени сформировало «школы». Нашедшее здесь свое отражение движение в общем пошло вширь и одновременно стало компактнее. Вначале необходимые для прорыва взрывы уступили место более спокойному, более широкому и компактному потоку, набирающему силы.
Это распространение духовного движения и, с другой стороны, его концентрическая вихревая мощь, постоянно с огромной силой вовлекающая в него новые элементы, знак его естественного предопределения и его видимой цели.
И так своим собственным путем идет жизнь, действительность. Эти громовые приметы великого времени почти необъяснимым образом пропускаются мимо ушей: публика (в ее числе и многие теоретики искусства) вопреки духовным веяниям времени склонна чаще чем когда бы то ни было ранее только лишь рассматривать, анализировать и систематизировать формальные моменты.
Итак, по-видимому, время для «слушанья» и «виденья» еще не созрело.
Обоснованность надежды на то, что зрелость придет, коренится в необходимости.
И эта надежда — важнейшее основание для повторного появления «Синего всадника».
Одновременно на протяжении этих двух лет в каких-то случаях будущее приближалось к нам, что делало еще возможнее его уточнение и оценку. Из всеобщего органично вырастало последующее. Этот рост и особенно ставшая наглядной связь между отдельными сферами духовной жизни, якобы изолированными друг от друга, их сближение, отчасти взаимопроникновение и как результат смешанные и, следовательно, неизмеримо более богатые формы обусловливают необходимость дальнейшего развития наших идей, появления новой публикации.
К[андинский]
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |