Линия и рыба
С одной стороны. Я не вижу принципиальной разницы между линией, которую называют "абстрактной", и рыбой.
В сущности они сходны.
Эти отдельная линия и изолированная рыба похожи; они — живые существа, в которых чувствуются свойственные им, но скрытые силы. Они являются сами силами выражения для этих существ и силами, оказывающими впечатление на зрителя. Поэтому каждое существо обладает впечатляющим "взглядом", который манифестирует себя за счет внешней экспрессии.
Однако же голос этих скрытых сил слаб и ограничен. Это окружение вокруг линии и рыбы создает ощущение чуда: скрытые силы пробуждаются, экспрессия становится сияющей, впечатление углубляется. Взамен тихого голоса слышится хор. Скрытые силы приобретают динамику.
Эта среда и есть композиция.
Композиция есть организованная сумма внутренних функций (экспрессии) каждой части произведения.
С другой стороны. Между линией и рыбой есть существенное различие.
И оно состоит в том, что рыба может плавать, есть и быть съеденной. Она имеет то, чего лишена линия.
Эти свойства рыбы есть необходимое дополнение для нее самой и для кухни, но не для живописи. Но так как нет существенной необходимости в этом, они излишни.
Вот почему я люблю линию больше, чем рыбу, — по крайней мере, в моей живописи.
Париж, март 1935
Комментарии
Впервые: Line and Fish // Axis. 1935. № 2. P. 6.
Английский периодический журнал "Axis" ("Ось") его издательница Майфэнвей Иванс характеризовала как "ежеквартальное ревю современного "абстрактного" искусства". Издаваемый, правда нерегулярно, в I935-I937 гг. журнал действительно пропагандировал абстрактное искусство, и обращение за статьей к Кандинскому выглядело вполне уместно.
Перевод с английского B.C. Турчина
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |