Основные элементы формы
Работа в Баухаузе главным образом подчинена наконец начинающемуся единству различных областей, еще до недавнего времени строго друг от друга разделяемых.
Этими с недавних пор устремленными друг к другу областями являются: искусство в целом, и в первую очередь так называемые изобразительные искусства (архитектура, живопись, скульптура), наука (математика, физика, химия, физиология и т.д.) и промышленность, ее технические возможности и экономические факторы.
Работа в Баухаузе носит синтетический характер. Синтетический метод, разумеется, включает в себя и анализ. Необходима взаимосвязь обоих методов.
На этом основании должно строиться и учение об основных элементах формы.
Вопрос формы в целом должен быть разделен на две части:
1. Форма в узком смысле — плоскость и пространство.
2. Форма в широком смысле — цвет и его соотношение с формой в узком смысле.
В обоих случаях работы должны планомерно переходить от более простого формообразования к более сложному.
Так, в первой части вопроса формы плоскость будет сведена к трем основным элементам — треугольнику, квадрату и кругу, и пространство — к образующимся из них главным пространственным элементам — пирамиде, кубу и шару.
Так как не может существовать ни плоскости, ни пространства без цвета, то форма в узком смысле в действительности сразу же должна быть исследована как форма в широком смысле, поскольку разделить два этих вопроса формы возможно лишь схематически, а с другой стороны, нужно будет установить с самого начала органические соотношения обеих частей — отношение формы к цвету и наоборот.
Только сейчас возникающая наука об искусстве не может дать почти никаких объяснений в художественно-исторической перспективе по этим установленным вопросам, и поэтому предварительно необходимо сначала проложить этот намеченный путь.
Так, каждое отдельное исследование стоит перед двумя одинаково важными задачами:
1. Анализом данного явления, которое должно быть рассмотрено по возможности изолированно, и
2. Установлением взаимосвязи поначалу изолированно исследованных явлений между собой, что является синтетическим методом.
Первое нужно проделать по возможности узко и ограниченно, второе — как можно шире и безграничнее.
Комментарии
Обе статьи впервые: Die Grundelemente der Form. Farbkurs und Seminar // Staatliches Bauhaus Weimar. 1919-1923. Weimar; München, 1923.
Книга вышла под редакцией первого директора Баухауза В. Гропиуса и В. Кандинского. Пригодился обширный теоретический и издательский опыт художника. Приглашая Кандинского в Баухауз, Гропиус хорошо был знаком с его публикациями по теории современного искусства, он знал и о его научно-художественной деятельности в России. Гропиуса привлекла и репутация художника как одного из лидеров международного авангарда. Кандинский же всегда испытывал определенную склонность к педагогической работе.
В музее-архиве Баухауз в Берлине сохранились протокол от 26 июня 1922 г. с обсуждением его кандидатуры на должность "Formmeister" и трудовое соглашение, свидетельствующее о том, что с 1 июля 1922 г. по 30 июня 1925 г. Кандинский работал в качестве преподавателя (als lehrender Meister) в веймарском Баухаузе.
Содержание статей дает возможность судить, как Кандинский приспосабливает свою уже сложившуюся теорию искусства к конкретным задачам Баухауза, разрабатывая и обосновывая тем самым научную и теоретическую концепцию института, в 1926 г. получившего государственный статус Высшей школы формообразования. В дальнейшем центральные положения этих статей войдут в главную теоретическую работу Кандинского баухаузского периода — книгу "Точка и линия на плоскости". А теория о взаимоотношении форм и цвета наряду с теорией первоэлементов станет частью его собственной педагогической системы.
Перевод с немецкого H.H. Дружковой
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |