Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество

На правах рекламы:

https://komiinform.ru/nt/9255



Курс и семинар по цветоведению

Цвет, как и любое другое явление, должен изучаться с разных точек зрения, в различных направлениях и соответствующими методами. Чисто научно эти направления делятся на три области: физику и химию, физиологию, психологиюI.

Если эти области применить конкретно по отношению к человеку или подойти к ним с точки зрения человека, то первая истолковывает характер цвета, вторая — средства внешних приемов, а третья — результат внутреннего действия.

Таким образом, ясно, что для художника три эти области одинаково важны и необходимы. Здесь он должен действовать синтетически и соответствующе применять данные методы в своих целях.

Но помимо этого теоретически художник может исследовать цвет в двух направлениях, причем точка зрения и специфика художника должны дополнить и обогатить три упомянутые области.

Этими двумя направлениями являются:

1. Исследование цвета — характер цвета, его свойства, сила и действие — без учета практического применения — что можно назвать "бесцельной наукой", и
2. Исследование цвета в направлении, продиктованном его практической необходимостью — цели в узком смысле — и планомерное изучение цвета, что становится особо важной задачей.

Для художника оба направления прочно связаны между собой и второе немыслимо без первого.

Метод этой работы должен быть аналитическим и синтетическим. Оба метода прочно связаны между собой, и второй немыслим без первого.

С помощью этих методов ставятся три главные вопроса, которые органично связаны с тремя последующими главными вопросами и охватывают собой все отдельные вопросы двух направлений:

1. Исследование цвета как такового, его характера и его свойств:

(a) изолированный цвет
(b) цвет в соотношении с другими цветами
абсолютная и относительная ценность

Здесь надо начинать с наиболее абстрактных цветов (цвета по представлению) и через цвет, как он существует в природе, начиная со светового спектра, переходить к краске в форме пигментов.
2. Целенаправленное соотношение цветов в едином построении — конструкция цвета — и
3. Подчинение цвета — как отдельного элемента — и целенаправленного сопоставления — как конструкции — художественному содержанию произведения — композиция цвета.

Итак, три эти вопроса соответствуют трем вопросам, которые происходят из вопроса формы в узком смысле — в реальности цвет не может существовать без формы:

1. Органичное соотношение изолированного цвета с соответствующей ему первичной формой — живописнее элементы.
2. Целенаправленное построение цвета и формы — конструкция полной формы и
3. Подчиненная соотнесенность обоих элементов, исходя из композиции произведения в целом.

Так как в Баухаузе изучение цвета связано с целями различных мастерских, то из решения главных вопросов должно вытекать и решение отдельных специальных вопросов. При этом следует учитывать следующие обстоятельства:

1. Требования плоскостных и пространственных форм.
2. Свойства данных материалов.
3. Практическое назначение данного предмета и конкретную задачу.

Здесь необходимо найти закономерные связи.

Отдельное использование цвета достигается раздельным изучением: органичной прочности краски, ее жизненной силы и долговечности, возможности сочетания через связующие средства, соответствующие конкретному случаю, который, в свою очередь, зависит от техники и вида наложения краски, соответствующих данной цели и данному материалу, от сочетания цветовых пигментов с другими цветными материалами, такими как штукатурка, дерево, стекло, металл и т. д.

Эта работа должна быть проведена по возможности более точными средствами, специальными измерениями. Они должны быть связаны с точными опытами (экспериментальным действием), которые от возможно более простых форм планомерно переходят ко все более сложным. Эти опыты также должны использовать аналитический и синтетический методы: целенаправленное разложение данных форм и планомерно-целесообразное построение.

Вся эта искусствоведческая работа происходит через:

1. Установочные лекции мастера.
2. Доклады учеников как результат самостоятельного решения специального задания.
3. Совместная работа мастера и учеников над планомерно расположенным материалом: общие наблюдения, выводы, постановка отдельных задач, проверка решений и развитие дальнейшего хода работы (семинар).

Особое значение придается архитектурным требованиям: внутренняя, внешняя архитектура, которая в этом отношении должна восприниматься как синтетическая основа.

Примечания

I. Специальный вопрос особой важности представляют собой социальные взаимосвязи, которые, однако, как таковые выходят за пределы вопроса о цвете и поэтому заслуживают специального изучения.

Комментарии

См. комментарий к предыдущей статье.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика