Альманах «Синий всадник»
Начинается, уже началось великое время: духовное «пробуждение», наметившаяся склонность к обретению вновь «утраченного равновесия», неизбежная необходимость в плантациях духовного, в их первом цветении.
Мы стоим у порога одной из величайших эпох, выпавших на долю человечества, эпохи Великого Духовного.
Во времена видимо интенсивнейшего расцвета, «великой победы» материального, в только что закончившемся XIX столетии, почти незаметно образовались первые «новые» элементы духовной атмосферы, которые будут обеспечивать и уже обеспечивают необходимым питанием расцвет Духовного.
Искусство, литература и даже «позитивные» науки находятся на различных уровнях готовности к этому «новому». Но все они служат ему основанием.
Наша [первая] и самая большая задача — отражение художественных событий, непосредственно связанных с этими переменами, и необходимых для их пояснения фактов из других сфер духовной жизни.
Так, читатель найдет на страницах наших тетрадей произведения, которые в силу сказанного выше будут находиться между собой во внутреннем родстве даже в том случае, если внешне они будут далеки друг от друга. Внимания и фиксации нами удостаиваются не произведения, обладающие определенной общепризнанной ортодоксальной внешней формой (и обычно существующие лишь как таковые), но произведение, которое, будучи связанным с Великими переменами, обладает внутренней жизнью. И это естественно, так как мы хотим живого, а не мертвого. Как эхо живого голоса — всего лишь пустая форма, не вызвавшая определенной внутренней необходимости, так пустые отголоски произведений, уходящих корнями в эту внутреннюю необходимость, возникали всегда и вскоре будут появляться все чаще. Пустая, слоняющаяся без дела ложь отравляет духовную атмосферу и уводит за собой колеблющиеся умы на ошибочные пути. Дорогой обмана ложь ведет дух не к жизни, а к смерти. [И всеми имеющимися у нас средствами мы хотим попытаться разоблачить пустоту обманчивого... И это наша вторая задача].
Конечно, по вопросам искусства первому предоставляется слово художнику. Итак, вашими сотрудниками прежде всего должны стать они, получающие возможность свободно высказать то, что ранее они должны были умалчивать. Мы призываем художников, которые душой ощущают наши цели, обратиться к нам по-братски. Мы позволяем себе воспользоваться этим великим словом, убежденные в том, что в нашем случае официальное само собой заглохнет.
Также естественно, что люди, для которых художник собственно и работает и которые под именем любителей и публики редко получают слово, найдут возможность высказать свои мысли и впечатления от искусства. Так и с этой стороны мы готовы предоставить место каждому серьезному высказыванию. Для небольших и свободных корреспонденций будет отведена рубрика «Голоса».
[При современном состоянии искусства мы не можем пренебречь и посредником между художником и публикой. Это критика, несущая в себе патологическое. Благодаря развитию ежедневной прессы в число серьезных интерпретаторов искусства затесалось немало недостойных, посредством пустых слов воздвигающих стену между художником и публикой, а не перекидывающих мост между ними. Чтобы не только художник, но и публика могла увидеть при ярком освещении деформированное лицо критики, мы посвящаем специальную рубрику также и этой печальной и вредоносной силе].
Так как произведения искусства появляются в непредсказуемый час и живые явления возникают не по указанию человека, то появление наших тетрадей не будет приурочено к определенному сроку, а к тому времени, когда накопится важное.
Конечно, излишне специально подчеркивать, что в нашем случае возможен лишь принцип интернационального. Однако в наши дни должно также заметить, что отдельный народ — один из создателей целостного, сам никогда не может рассматриваться как целое. Национальное, подобно личностному, само по себе находит отражение в любом великом произведении. Но в конечном счете этот оттенок является второстепенным. Произведение в целом, называющееся искусством, не знает ни границ, ни народов, ему известно лишь человечество.
Редакция: Кандинский, Франц Марк
Предисловие (машинописное) от «Редакции» из архива Августа Макке. Октябрь 1911 года. Предложения, взятые в квадратные скобки, были вычеркнуты из позднейшей редакции.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |