В. Розанов1. «Из "Итальянских впечатлений"2»
Все древнее искусство — не психологично, в противоположность новому. Но при созерцании первоклассных созданий древнего резца приходит мысль, не было ли это древнее искусство более метафорично?
Меры, измерения «corpusa» человеческого, вечное искание (и, может быть, нахождение?) окончательной истины этих мер и их гармонии — вот что мы монотонно находим в этих мраморах. «Мерки портного», так и хочется выговорить последнее определение. Кажется, это очень мало, скудно? Однако что именно говорил Моисей3, вернувшись с Синая, и рассказывал евреям, как они должны построить храм Богу (скинию)4? Он также перечислял только меры и цвета и даже почти одни меры. И вот, когда читаешь об этом в Исходе5, будто слышишь, как портной отсчитывает цифры — длины, ширины объема и сгиба — заказанного ему платья. Скиния — одежда Божия: вот пересказанная ею мысль.
Иезикииль6, при описании им в видении Храма, где обитал Бог, не говорит ни слова о впечатлении от него, о картине его, а целые страницы до утомительности, до истощения всякого терпения у читателя, наполняет цифрами и цифрами, мерами и мерами. А мудрый Пифагор7 «число» считал «сущностью вещей». «Всякая вещь имеет свое число и кому открыто число вещи, тот знает и сокровенную сущность вещи. Итак, в числах и мерах есть своя тайна; Бог есть мера всех вещей — после создания, но нельзя ли предварительно создания назвать Его портным всех вещей, который «кроит мир в небесном своем уме».
Примечания
1. Розанов Василий Васильевич (1856—1919), философ, писатель и публицист, образование получил в Московском государственном университете. «Самый интересный человек русской современности... замечательнейший мыслитель... в мыслях его много совершенно чуждого, а порой — даже враждебного моей душе, и — с тем вместе — он любимейший писатель мой» (М. Горький).
Наиболее известные работы — «Около церковных стен» (1906), «Легенда о великом инквизиторе» (1893), «Религия и культура» (1901), «Сумерки просвещения» (1899), литературные очерки.
2. В. Розанов. Итальянские впечатления. СПб., 1909. С. 81—82.
3. Моисей — в Библии предводитель израильских племен, призванный Богом Яхве вывести израильтян из фараонова рабства сквозь расступившиеся воды Чермного (Красного) моря. На горе Синай Бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями.
4. Скиния — храм, стоящий посреди четырехугольного двора, образованного бронзовыми колоннами. С поперечных брусьев между колоннами свисают льняные покрывала, и таким образом создается закрытый двор. Сама скиния построена из шестов и брусьев, скрепленных между собой золотыми кольцами, что позволяло легко разбирать ее и устанавливать на другом месте.
5. Исход (Книга Исход) — вторая книга Пятикнижия (5 книг Библии).
6. Иезекииль (Ие зикиль) — древнееврейский пророк VII—VI вв. до н. э. Призывал в своих проповедях к неуклонному соблюдению предписаний иудаизма. Автор одной из книг Ветхого завета, носящей его имя.
7. Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель, математик — основоположник учения (пифагореизма) о числе как основе всего существующего.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |