Предисловие
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944) — художник, предназначением которого было изменить мир и наше представление о Природе и Вселенной. Судьба и случай, создавшие его, предполагали появление такой значительной личности, столь необходимой своей эпохе. Кандинский один из тех, кто нашел выход из XIX века в XX столетие, и с его искусством человечество входит в XXI век.
С каждым годом растет число разнообразных изданий о Кандинском: монографии, каталоги, научные статьи, воспоминания, публикуются теоретические и литературные труды, организуются новые выставки и конференции. Предлагаемый читателю сборник статей стоит в этом ряду: в него включены доклады участников международной конференции, состоявшейся в декабре 1994 г. в Государственной Третьяковской галерее.
Название сборника — "Многогранный мир Кандинского" — условно, потому что мир этот, как и сам Кандинский, — многолик, разнообразен и безграничен. Живописец, график, теоретик, поэт, драматург, он был одним из самых образованных людей XX века. Его активность поражает: существовали как бы три, пять или двадцать "Кандинских", притом что основной импульс его творческой деятельности и стремление к самоосуществлению оставались постоянными.
Каждое поколение "прочитывало Кандинского" по-новому, открывая все большее многообразие его художественных исканий, и традиционный образ художника постепенно изменялся. Одна эра толкований искусства Кандинского сменялась другой. Сборник статей фиксирует эти перемены.
Ученые разных областей знания — историки искусства, психологи, философы, театроведы, музыковеды — в новом ракурсе, с разных точек зрения рассматривают творчество Кандинского, исследуя грани его искусства. Их оценки и мнения часто не совпадают, а иногда опровергают друг друга, однако в целом, с нашей точки зрения, они дают возможность создать более углубленное представление о мире художника и приблизиться к пониманию его творчества.
Искусство Кандинского трансавангардно, оно созвучно не только своему времени — каждое поколение людей узнает себя в его искусстве. Кандинский становится неким символом художественного понимания мира и создателем особой "школы духовности", столь актуальной в наше время.
Авторы статей рассматривают сборник как определенную ступень в процессе изучения художественного наследия Кандинского и надеются, что он даст импульс для последующего научного освоения сложной проблематики искусства великого мастера.
К оглавлению | Следующая страница |