Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Живопись

Тот же самый процесс наблюдается в живописи.

Первый период — истоки: практическое желание удержать преходящее телесное.

Второй период — развитие: постепенное отдаление от этой практической цели и постепенное преобладание духовного элемента.

Третий период — цель: достижение более высокой ступени чистого искусства, в котором остатки практического побуждения устранены полностью. Искусство говорит на художественном языке, обращаясь от духа к духу, и является царством живописно-духовных существ (субъектов).

В современном состоянии живописи мы можем обнаружить, в разном сочетании и в разной степени, все эти три признака. При этом наиболее ярко выражен признак развития (во второй период), а именно:

Первый период. Реалистическая живопись (реализм понимается здесь так, как он развивался традиционно вплоть до девятнадцатого века): преобладание признака происхождения — практическое желание удержать преходящее телесное (портретная, пейзажная, историческая живопись в прямом смысле).

Второй период. Натуралистическая живопись (в форме импрессионизма, неоимпрессионизма, экспрессионизма — к которым частично принадлежат кубизм и футуризм): отдаление от практической цели и постепенное преобладание духовного элемента (от импрессионизма через неоимпрессионизм к экспрессионизму, все более сильное отдаление и все большее преобладание).

В этот период внутреннее желание придать духовному исключительное значение столь интенсивно, что импрессионистское "credo" звучит уже так: "Наиболее важным в искусстве является не "что" (под которым понимается не художественное содержание, а природа), а "как"".

По-видимому, тому, что остается от первого периода (истоки), придается столь малое значение, что природа как таковая больше вовсе не принимается во внимание. По-видимому, на природу смотрят исключительно как на исходный пункт, как на предлог для того, чтобы придать выражение духовному содержанию. Во всяком случае, эти положения признаны и провозглашены уже импрессионистами как составная часть их "credo".

В действительности, однако, это "credo" есть лишь "pium desiderium" живописи во второй период.

Если бы выбор предмета (природа) был этой живописи безразличен, ей не приходилось бы искать никакого "мотива". Здесь предмет обусловливает трактовку его, выбор формы остается не свободным, но он зависит от предмета.

Если устранить из картины этого периода предметное (природу) и оставить в ней тем самым только чисто художественное, то мы тотчас же заметим, что это предметное (природа) образует нечто вроде подпорки, без которой чисто художественное построение (конструкция) рухнет от недостатка форм. Либо окажется, что после этого устранения на холсте останутся лишь совершенно неопределенные, случайные и неспособные существовать художественные формы (в эмбриональном состоянии). Следовательно, в этой живописи природа ("что" в смысле этой живописи) является не второстепенным, а существенным.

Такое устранение практического элемента, предметного (природы), возможно лишь в том случае, если эта существенная составная часть будет заменена другой, столь же существенной, составной частью. А ею является чисто художественная форма, которая может придать картине силу независимой жизни и которая способна возвысить ее до уровня духовного субъекта.

Ясно, что этой существенной составной частью является описанная и определенная выше конструкция.

Эту замену мы находим в уже начавшемся, упомянутом выше третьем периоде живописи — композиционной живописи.

Согласно приведенной выше схеме трех периодов, мы дошли, таким образом, до третьего периода, выше обозначенного как цель.

В композиционной живописи, развивающейся сегодня на наших глазах, мы сразу замечаем признаки достижения более высокой ступени чистого искусства, в котором следы практического желания удалены полностью, которое может говорить на художественном языке, обращаясь от духа к духу, и которое является царством живописно-духовных существ (субъектов).

Всякому сразу безусловно должно быть ясно, что картина в этот третий период, не имея никакой опоры ни в практической цели (как в первый период), ни в духовном содержании, нуждающемся в предметной поддержке (как во второй период), может существовать лишь как конструктивное существо.

Обнаруживающееся сегодня как сильное (и становящееся все сильнее и сильнее) сознательное, а часто и бессознательное, стремление заменить предметное конструктивным есть первая ступень нарождающегося чистого искусства, по отношению к которому предыдущие художественные эпохи оказываются неизбежными и закономерными.

Я попытался здесь вкратце, в общих чертах и схематично, изложить общее развитие и особенно нынешнюю ситуацию.

Поэтому здесь много пробелов, которые должны были остаться незаполненными. Отсюда умолчание о боковых ходах и скачках, столь неизбежных при любом развитии, подобно боковым веткам на дереве, несмотря на его стремление ввысь.

Также и в дальнейшем развитии живописи предстоит обозначить еще много видимых противоречий, отклонений, как это было в музыке, которую мы сегодня уже называем чистым искусством.

Прошлое нас учит, что развитие человечества заключается в одухотворении многих ценностей. Среди этих ценностей искусство занимает первое место.

Среди искусств живопись идет по пути, ведущему ее от практически-целесообразного к духовно-целесообразному. От предметного к композиционному.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика