Природа
Желая применить оба эти определения (составных частей произведения и особенно картины) к отдельным произведениям, мы наталкиваемся на случайное, по-видимости, присутствие там чуждых составных частей. Это так называемая природа. Природа в обоих наших определениях не занимает никакого места. Откуда приходит она в картину?
Происхождение живописи такое же, как всякого другого искусства и всякого человеческого действия. Оно чисто практическое.
Когда дикарь-охотник целыми днями преследует дичь, его побуждает к этому голод.
Когда сегодня преследует дичь принц-охотник, его побуждает к этому удовольствие. Как голод является телесным свойством, так удовольствие является здесь свойством эстетическим.
Когда дикарь использует в своем танце искусственные шумы, его побуждает к этому сексуальный инстинкт. Искусственные шумы, из которых в течение тысячелетий возникла современная музыка, были для дикаря толчком к движению, которое определялось потребностью в женщине и которое сегодня мы называем танцем.
Когда современный человек идет в концерт, то он не ищет в музыке никакого практического вспомогательного средства, а лишь удовольствия.
Здесь тоже первоначальный телесный стимул превратился в эстетический. Это значит, что и тут первоначальная потребность тела превратилась в потребность души.
При этом утончении (или одухотворении) самых простых практических (или телесных) потребностей всегда заметны два следствия: отделение духовного элемента от телесного и его последующее самостоятельное развитие, из которого происходят различные искусства.
Здесь вмешиваются постепенно и все более определенно вышеупомянутые законы (содержания и формы), которые в конце концов из всякого переходного искусства создают чистое искусство.
Это спокойный, логический, естественный рост, подобный росту дерева.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |