Содержание и форма
Произведение искусства состоит из двух элементов: внутреннего и внешнего.
Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника. Эта эмоция обладает способностью вызывать соответствующую в сущности эмоцию в душе зрителя.
Пока душа связана с телом, она, как правило, может воспринимать вибрации только через чувство. Чувство, таким образом, является мостом от нематериального к материальному (художник) и от материального к нематериальному (зритель).
Эмоция — чувство — произведение — чувство — эмоция.
Внутренний элемент произведения есть его содержание. Значит, душевная эмоция должна быть налицо. В противном случае не может родиться никакое произведение. Т. е. может родиться лишь видимость.
Внутренний элемент, созданный душевной эмоцией, есть содержание произведения. Без содержания никакое произведение существовать не может.
Для того чтобы содержание, которое сначала живет только "абстрактно", превратилось в произведение, второй элемент — внешний — должен служить воплощению. Поэтому содержание ищет средство выражения, "материальную" форму.
Таким образом, произведение есть неизбежный, неразрывный сплав внутреннего и внешнего элементов, т. е. содержания и формы.
Определяющим является элемент содержания. Как не слово определяет понятие, а понятие — слово, так же содержание определяет форму: форма есть материальное выражение абстрактного содержания.
Следовательно, выбор формы определяется внутренней необходимостью, которая является по существу единственным неизменным законом искусства.
Произведение, возникшее описанным способом, "прекрасно". Значит, прекрасное произведение есть закономерное соединение двух элементов, внутреннего и внешнего. Это соединение придает произведению единство. Произведение превращается в субъект. Будучи живописью, оно является духовным организмом, который, подобно любому материальному организму, состоит из множества отдельных частей.
Взятые сами по себе, эти отдельные части безжизненны, как отсеченный палец. Жизнь пальца и его целесообразное действие обусловлены его закономерным соотношением с прочими частями тела. Это закономерное соотношение есть конструкция.
Подобно произведению природы, также и произведение искусства подлежит тому же самому закону — закону конструкции. Отдельные части становятся живыми только через целое.
Бесконечное число отдельных частей в живописи распадается на две группы:
рисуночная форма и
живописная форма.
Планомерная и целесообразная комбинация отдельных частей из обеих групп приводит к созданию картины.
Комментарии
Впервые: Malerei als reine Kunst // Der Sturm. 1913. № 178/179. Sept. S. 98-99.
На 1913 г. приходится период исключительно интенсивного сотрудничества Кандинского с X. Вальденом: в то время как первая большая персональная выставка художника, организованная Вальденом, путешествует по городам Германии, в марте-апреле журнал "Der Sturm" предпринимает широкомасштабную, растянувшуюся на несколько номеров кампанию в защиту Кандинского в ответ на очернительную статью Курта Кюхлера, появившуюся в феврале в "Hamburger Fremdenblatt". В октябре того же года в издательстве "Der Sturm" выходит отдельной книжкой альбом Кандинского. В результате благодаря поддержке Вальдена художник становится известен во всей Германии. В статье "Живопись как чистое искусство" Кандинский с высоты своего нового опыта абстрактной живописи развивает мысли, высказанные в книге "О духовном в искусстве". В начале статьи он повторяет ряд основных положений статьи "Содержание и форма". "Живопись как чистое искусство" может быть рассматриваема как ответ Кандинского на статью Гийома Аполлинера "Реальность, чистая живопись" (Der Sturm. 1912. № 138/139. S. 224-225), в которой приводятся основные идеи теории "чистой живописи" Робера Делоне. Еще весной 1912 г. Делоне, в частности, писал Кандинскому: "<...> художнику предстоит много сделать в еще столь малоизученной и темной области как конструкция цвета — [проблема], которая восходит к временам не столь далеким — к истокам импрессионизма <...> Эти поиски чистой живописи и являются сегодня актуальной проблемой".
Перевод с немецкого Н.П. Подземской
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |