1.2.3. Использование цвета
Большое внимание в «Звуках» художник уделяет цвету. Не случайно считается, что стихотворения — своеобразный эквивалент его картин.
Существует ряд закономерностей в использовании цвета в стихотворениях, причем многие из них прослеживаются и в живописи. Кандинский, художник и поэт, тяготеет к использованию «простого цвета»: основные цвета палитры, сложные оттенки и смешение цвета встречаются довольно редко. В стихотворениях используются излюбленные цвета художника: на первом месте — белый цвет (14 употреблений), затем идут пары «противоположностей», выведенные художником: красный и зеленый (по 11 употреблений), часто используется синий цвет (10 употреблений), а его антиномия — желтый — почти в 2 раза реже (6 употреблений), здесь сказывается пристрастие Кандинского к «небесному», «глубокому» синему, в противовес «земному» желтому; черный цвет в сопоставлении с белым также встречается в 2 раза реже (7 употреблений), серый цвет появляется 5 раз; последняя пара «противоположностей» — оранжевый/ фиолетовый — встречается лишь 1 раз в стихотворении «Фагот»; коричневый цвет — 3 раза.
Кроме этого в стихотворениях Кандинский использует многоцветье: в употреблениях «пестрый» (2 раза — «пестрый луг», «пестрый человек»), а также это цветовое сочетание используется в стихотворении «Холмы», но не называется одним словом: «<холмы> всех цветов, которые только возможно себе представить, насколько хватит охоты».
Единичны случаи использования сложных цветовых оттенков или сочетаний цветов: «сизые тучи», «вороная лошадь», «коричнево-белая шерсть», «серо-белые избы», «бело-серые глаза».
Следует отметить, что использование цвета в разных стихотворениях качественно и количественно различается.
Если говорить о количестве, то в некоторых стихотворениях цвет не используется вообще, как правило, это стихотворения — «случаи» (например, «Отчего?», «Не»), либо используется редко (в стихотворениях, сочетающих элементы «случая» и «картины») — стихотворения «Клетка» (2 цвета), «Пестрый луг» (1 цвет). По сравнению с этим в стихотворениях — «картинах» цвет используется намного чаще (например: «Холмы» — 6 цветов, «Вода» — 6, «Гимн» — 3, «Белая пена» — 6). Достаточно часто цвет используется в стихотворениях — «видениях» («Видеть» — 4 цвета, «Фагот» — 7, «Весна» — 3).
Как и в живописи, в поэзии Кандинский использует цвета в антиномичных парах. Например, в стихотворении «Фагот» даются в «противопоставлениях» «оранжевое облако» и «фиолетовое свечение», «режуще-синее небо» и «город, желтый до слез»; в стихотворении «Холмы» — «белая тропинка» и «черный человек» и так далее.
Различается качественное использование цвета. Мы выделяем три типа цветового значения: 1) цвет соотносится с предметом действительности, 2) цвет соединяется с предметом в единый образ-организм («красный человек», «синяя вода», «красные яблочки» («ягоды)», «зелёные уши»); 3) цвет освобождается от предмета, сам становится «духовно дышащим субъектом».
Иногда художник сознательно ставит читателя в тупик: наблюдается раздвоение пейзажа, он имеет «реальную» основу, но одновременно это и «духовный» пейзаж. Примером можно назвать стихотворение «Колокол»:
Очень плоская, по всем горизонтам плоско скрывающаяся местность. Совсем налево маленький березовый лесок. Еще очень молодые, нежные белые стволы и голые сучья. Повсюду коричневые поля, выпаханные ловкими прямыми полосками. Как раз в середине этого огромного круга маленькая деревушка — всего несколько штук серо-белых изб. Как раз посередине — церковная колокольня.
С одной стороны, пейзаж содержит черты реального (цветообозначения соотносятся с предметами), но, с другой стороны, присутствуют штрихи ирреального мира (строгая геометризованность пейзажа), цвет можно рассматривать как символический, а предмет, который он обозначает, воспринимать лишь как границу цветового пятна на картине.
Самое активно используемое значение цвета — второе. Причем соотношение с предметом, обозначенным цветом, может быть (зеленая лужайка, красный платок), а может и не быть (зеленые уши, синее лицо, фиолетовое свечение). В стихотворении «Вода»: прилагательное «красный» по отношению к «человеку» становится не только его характеристикой, но идентификационной духовной сущностью. Художник выработал особый прием для акцентирования этого значения: многократное повторяющееся употребление такой «спайки» слов. Словосочетание «красный человек» встречается в стихотворении 8 раз! Повторяются и другие сочетания: «желтый песок» — 2 раза, «зеленый всадник» — 3 раза, «желтая лошадь» — 2 раза, «серый холм (обломок)» — 3 раза, «белый человек» — 2 раза, «синяя вода» — 2 раза. «Красный человек» становится художественный лейтмотивом стихотворения, а «синяя вода духовным, наподобие рефрена «синяя вода» появляется в стихотворении после каждого испытания «красного человека».
Такое цветоупотребление Кандинский использует в стихотворениях «Холм», «Фагот», «Мел и сажа», «Листья», «Весна», «Башня», «Вечер».
Самое сложное значение цвета появляется тогда, когда он больше не связан с конкретным предметом, но становится не абстрактным символом в представлении, не беспредметным явлением, а сам превращается в предмет, ирреальное существо в ирреальном мире. Такое значение цвета появляется только в одном стихотворении цикла — «Видеть». В этом стихотворении художник пишет о собственных важнейших открытиях в искусстве и природе. Поэтому именно здесь цвет оживает — становится «духовно дышащим субъектом», «существом»:
Синее поднялось и упало.
Острое тонкое свистнуло и вонзилось, но не проткнуло.
Ухнуло по всем концам.
Густо-коричневое повисло будто навеки. Будто навеки повисло...
Участниками духовной революции здесь становятся краски (синее, коричневое), освобожденная форма («острое тонкое»).
Таким образом, можно сделать вывод, что в живописи и поэзии художник часто использует сходные средства и приемы. Это можно проследить на примере «классификации» произведений, на близости цветоупотреблений в стихотворениях и картинах.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |