Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Введение

Внешнее и внутреннее

Каждое явление можно ощутить в двух видах. Эти два вида не произвольны, они связаны с самими явлениями, вытекают из их природы, точнее из двух свойств:

Внутреннего и внешнего.

Наблюдать улицу можно через оконное стекло, при этом ее шум становится более приглушенным, движения призрачными, и она сама является нам благодаря прозрачному, но твердому стеклу в качестве пульсирующей сущности "потустороннего мира".

И вот открывается дверь: человек вырывается из замкнутого пространства, погружается в эту сущность, становится благодаря ей более активным и ощущает пульсацию этой сущности всеми своими чувствами. В определенной последовательности меняющиеся тональные градации и темпы звучания, окутывающие человека, стремительно возрастают и, внезапно ослабев, падают. Движения таким же образом могут окутывать человека — игра горизонтальных, вертикальных штрихов и линий, которые при движении отклоняются в разные направления, скапливающихся и расходящихся в разные стороны цветовых пятен, звучащих то высоко, то низко.

Художественное произведение отражается на поверхности сознания. Находясь по ту сторону сознания, оно бесследно исчезает с его поверхности после прекращающегося возбуждения. Здесь также возникает некое прозрачное, но твердое стекло, которое делает невозможным прямую, внутреннюю связь. Здесь также существует возможность войти в произведение, обретя в нем активность, и пережить его пульсацию всем своим существом.

Анализ

Несмотря на всю научную ценность, которая зависит от точной проверки отдельных художественных элементов, анализ художественных элементов есть мост к внутренней пульсации произведения.

Господствующее до сегодняшнего дня мнение, что искусство роковым образом "разложилось" и что это разложение неминуемо должно привести искусство к гибели, происходит от невежественной недооценки раскрывшихся элементов и их первичной силы.

Живопись и другие искусства

В области аналитических исследований живопись среди других искусств, как это ни странно, занимает особое место. Например, архитектура, которая естественно связана с практическими целями, изначально должна была располагать точными научными знаниями. Музыка, которая не имеет практических целей (несмотря на марш и танец) и которая только одна до сегодняшнего дня была пригодна для абстрактного произведения, с давних пор имеет свою теорию, свою, быть может несколько одностороннюю, науку, находящуюся в постоянном развитии. Оба этих противоположных друг другу искусства имеют свою научную основу, и это никого не шокирует.

Если другие искусства в этом отношении в чем-то отстали, то степень этих различий можно свести к степени развития каждого из этих искусств.

Теория

В особенности живописи, которая в течение последних десятилетий совершила невероятно гигантский скачок, однако лишь недавно стала свободной от своего "практического" смысла и от некоторых своих прежних способностей быть использованной, взошла на новую ступень, требующую обязательно точной, чисто научной проверки целесообразности ее живописных средств. В этом направлении без такой проверки не достичь последующих ступеней ни художнику, ни "публике".

В прежние времена

С полной уверенностью можно предположить, что живопись в этом отношении не всегда была так беспомощна, как сегодня, что определенные теоретические знания существовали не только в области чисто технических вопросов, что, например, определенное учение о композиции могло быть представлено (как пособие) начинающему и что некоторые знания об элементах, их сущности и их применении для художника были общеизвестной вещью3.

За исключением чисто технических рецептов (грунт, связующее вещество и т.д.), которые в большом количестве были найдены 20 лет назад4 и которые, особенно в Германии, сыграли определенную роль в развитии производства красок, почти ничего из этих прежних достижений, возможно, высокоразвитой науки об искусстве не было перенесено в наше время. Странный факт, импрессионисты в борьбе против "академизма" уничтожили последние остатки теории живописи, но одновременно, несмотря на их утверждение, что природа могла бы быть единственной теорией для искусства, сами, не осознавая того, заложили первый камень новой науки об искусстве5.

История искусства

Одной из важнейших задач зарождающейся сейчас науки об искусстве мог бы быть подробный анализ всей истории искусства разных времен и народов с точки зрения теории элементов, конструкций и композиций, с одной стороны, а с другой — установления, во-первых, роста в области трех вопросов — путь, темп, необходимость обогащения художественных средств, во-вторых, скачкообразного развития, которое в истории искусства совершается по определенной линии развития, возможно волнообразной. Первая часть этой задачи — анализ — граничит с задачами "позитивных наук". Вторая часть — вид развития — граничит с задачами философии. Здесь образуется узловой пункт закономерности человеческого развития в целом.

"Разложение"

Попутно заметим, что раскрытия этих забытых знаний искусства прежних эпох можно достичь только при большом усилии и что страх перед "разложением" искусства должен быть полностью отброшен. Ибо если "мертвые теории" так глубоко кроются в живых произведениях, что их можно высветить лишь с большим трудом, то их "вредные воздействия есть не что иное, как страх перед незнанием.

Две цели

Исследования, которые должны стать основанием новой науки — науки об искусстве, имеют две цели и берут свое начало в двух необходимостях:

1. необходимости науки в целом, которая свободно вырастает из сверх- или нецелесообразного стремления к знаниям: "чистая" наука, и

2. необходимости равновесия созидающих сил, которые заключены в двух схематических частях — интуиции и расчете: "практическая" наука.

Так как мы сегодня находимся в самом начале этих исследований, так как порой они представляются нам исчезающим в густом тумане лабиринтом, имеющим много входов и выходов, и так как мы абсолютно не в состоянии обозреть их дальнейшее развитие, они (эти исследования) должны быть проведены очень систематично и сведены к одной ясной схеме.

Элементы

Первым вопросом, который нельзя обойти, естественно, является вопрос о художественных элементах, которые служат строительным материалом произведения и которые, следовательно, должны быть в каждом искусстве различны.

В первую очередь, здесь надо отличать основные элементы, т. е. элементы, без которых произведение вообще не может быть создано в отдельном от прочих виде искусства.

Все другие элементы должны быть обозначены как второстепенные.

В обоих случаях необходима их органичная классификация.

В этом сочинении речь пойдет о двух основных элементах, которые служат началом каждого произведения живописи, без которых это начало невозможно и которые одновременно являются исчерпывающим материалом для самостоятельного вида живописи — графики.

Итак, здесь нужно начать с первоэлемента — с Точки.

Путь исследования

Идеалом всякого исследования следует считать:

1. педантичное расследование каждого отдельно взятого явления — изолированно,

2. противоположное влияние явлений друг на друга — сопоставление,

3. общие выводы, которые должны быть извлечены из обеих предыдущих частей.

Цель моего сочинения распространяется только на две первые части. Для третьей материала недостаточно, и ни в коем случае не следует спешить.

Исследование должно проходить очень точно, педантично точно. Шаг за шагом надо пройти этот "скучный путь", не упуская из виду ни малейшего изменения в характере, свойствах и в действии отдельных элементов. Только этим путем микроскопического анализа наука об искусстве придет к всеобъемлющему синтезу, который, в конце концов, распространится далеко за пределы искусства в область "единства" "человеческого" и "божественного".

Это, в конце концов, вполне обозримая цель, правда еще отдаленная от сегодняшнего дня.

Задача этого сочинения

Что касается моей конкретной задачи, то дело не только в недостаточности моих сил для соблюдения начальной точности, но и места; цель этой небольшой книги ограничена намерением только в общем и чисто принципиально указать на основные элементы графики, а именно:

1. "абстрактно", т. е. изолировано от реальной области материальных форм материальной плоскости, и
2. на материальную плоскость, имея в виду воздействие основных свойств этой плоскости.

Но и это здесь может быть решено только в рамках довольно беглого исследования, лишь как попытка найти естественный метод искусствоведческого исследования и проверить его на практике.

Комментарии

Например, композиционное использование трех первичных плоскостей как основы конструкции в картине. Остатки этой основы еще недавно применялись в академиях художеств и, вероятно, применяются и сегодня.

См., например, весьма ценную работу Е. Бергера — "Beiträge zur Entwicklungsgeschichte der Maltechnik", 5 Folgen, Georg D.W. Callwey Verlag, München.

С того времени возникла многочисленная литература по этому вопросу. Недавно вышла из печати большая работа профессора А. Эйбнера — "Entwicklung und Werkstoffe der Wandmalerei vom Altertum bis zur Neuezeit", Verlag B. Heller, München.

В конце концов, в результате этого появляется книга П. Синьяка: "De Delacroix au Neo-Impressionisme" (deutsch — im Verlag A. Juncker, Charlottenburg, 1910).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика