Доклад художника Кандинского
За последнее время происходят одновременно два очень крупных процесса: процесс углубления каждого искусства в себя, стремление изучить свои основные элементы, выяснить их сущность и ценность, с другой же стороны происходит процесс объединения искусств. Естественно, что отдельное искусство, углубляясь в себя, невольно с интересом смотрит в соседнюю область, чтобы научиться тем способам, которыми другое искусство работает над той же задачей. Никогда с таким интересом музыканты не следили за живописью, живописцы — за архитектурой, архитекторы — за поэзией и т. д., как это происходит на наших глазах.
Мы знаем уже некоторые примеры сочетания отдельных искусств в одном произведении (мелодекламация, камерный танец и т. п.). Это простейшие примеры синтетического искусства. В театрах музыка синтезируется с танцами, декорациями, костюмами.
В целях изучения этого синтетического искусства 12 мая 1920 г. основан был в Москве Институт художественной культуры. Произведенные опыты показали, что искусство можно расчленить на отдельные части, находящиеся в известном математическом соотношении. Сделанная в этом направлении крупная работа композитора Шеншина1 доказала возможность перевода с одного языка искусства на другой. Он взял гробницу Микеланджело и музыкальное произведение Листа на ту же тему. Расчленив музыкальное произведение на части, Шеншин получил известное соотношение тактов и свел их графически к определенной форме, совпавшей с той механической формой, которой подчинено произведение Микеланджело.
Мне самому приходилось проделывать небольшие опыты за границей с одним молодым музыкантом и художником танцев2. Из нескольких моих акварелей музыкант выбирал себе ту, которая ему была наиболее ясна в музыкальной форме. В отсутствие художника танцев он играл эту акварель. Затем появлялся художник танцев, которому проигрывалось это музыкальное произведение, он его танцевал и потом находил ту акварель, которую танцевал.
В Институте худ. культуры производились и такие опыты: музыканты брали три основных аккорда, живописцам предлагалось записывать их сначала карандашом, затем составлялась таблица и каждый живописец должен был красками изображать каждый аккорд.
Опыты эти показывают, что Институт стоит на правильной дороге.
Комментарии
Впервые: Доклад художника Кандинского // Вестник работников искусств. 1921. № 4-5. С. 74-75.
Доклад был прочитан на Первой Всероссийской конференции заведующими подотделами искусств, состоявшейся в Москве 19-25 декабря 1920 г. На конференции присутствовали представители из разных губерний страны. В президиум вошли все заведующие художественными отделами Наркомпроса. Открыл конференцию A.B. Луначарский. Доклады состоялись по вопросам школьного образования, на темы художественного просвещения и научно-художественных задач. Доклад Кандинского был посвящен деятельности ИНХУК.
Н.Б. Автономова
1. Шеншин Александр Алексеевич (1890-1944), композитор, дирижер, теоретик музыки, педагог. Состоял в РАХН (Российская Академия художественных наук), преподавал в Московской консерватории. Доклад Шеншина "Pensieroso и Sposalizio в пластических искусствах" был заслушан 20 июня 1920 г. в ИНХУК на заседании секции монументального искусства. Шеншин выстроил графическое изображение музыкальных пьес Ф. Листа и наложил кальки с этим изображением на фотографии скульптурной группы Микеланджело "Pensieroso" и картины Рафаэля "Sposalizio", продемонстрировав таким образом их идентичность (см.: Беляев В.М. A.A. Шеншин. М., 1929).
2. Речь идет о совместных занятиях Кандинского с композитором Ф.А. Гартманом и танцором A.C. Сахаровым в Мюнхене в 1908 г. (см.: Hahl-Koch J. Kandinsky. Brussels, 1993. P. 148-149).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |