Предисловие
"Избранные труды по теории искусства" В.В. Кандинского в двух томах впервые были изданы в 2001 г. Издание оказалось востребованным и нашло широкий отклик среди специалистов и любителей искусства, в связи с чем было принято решение о переиздании книги. В текстах исправлены неточности и опечатки, добавлен "Указатель имен", а также включены новые материалы — ранняя статья Кандинского о северном народе коми (зырянах), его рецензии на издания по этнографии, а также дневник его путешествия по Вологодской губернии.
Впервые этнографические работы Кандинского были опубликованы Х.К. Рётелем и Е. Халь-Кох в первом томе теоретического наследия художника, изданном в 1980 г. в Швейцарии. Но особое внимание этому периоду в творческой биографии Кандинского уделила известная американская исследовательница П. Вейс. В книге "Кандинский и старая Россия. Художник как этнограф и шаман" (1995) она приводит сведения об этнографических работах художника, подробно освещает и анализирует его экспедицию на Север России. Автор пытается раскрыть тайны творчества Кандинского через его этнографический опыт, указывая на тесную связь живописных произведений и шаманских ритуальных обрядов.
Как известно, в августе 1885 г. Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А.Н. Чупрова. Его увлекали римское и уголовное право, история русского права и этнография. По словам самого будущего художника, этнография обещала "открыть тайники души народной".
В 1888 г. Кандинский стал членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В его "Трудах" он публикует несколько статей и рецензий и выступает с рефератом по теме "Верования пермяков и зырян".
Весной 1889 г. на заседании Общества было объявлено о предстоявших летом этнографических экспедициях; Кандинский направился в Вологодскую губернию. Перед ним стояла задача изучения обычного уголовного права у русского населения края и языческой религии у местного угро-финского населения — медленно вымиравших зырян. По материалам экспедиции Кандинский опубликовал статьи "О наказаниях по решению волостных судов московской губернии" и "Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества (по современным верованиям)". В последующие два года он являлся активным сотрудником "Этнографического обозрения", в котором регулярно публиковал статьи, рецензии, обзоры текущей литературы по этнографии, фольклору, социологии, политической экономии.
Во время поездки в Вологодскую губернию Кандинский вел дневник, стараясь не пропускать ежедневные записи, фиксировать свои впечатления, отмечать этнографические находки. Он делал в дневнике и различные зарисовки — виды зырянской одежды: парку, маличу, пеле-шапку, рисунки северных построек, где дома и сараи в местах вечной мерзлоты строились на специальных столбах — сваях, интерьеры крестьянских изб. "В этих чудесных домах, — писал он позже, — я пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней".
Кандинский не расставался со своим дневником, взял его с собой в эмиграцию. В 1980 г., после смерти вдовы художника Нины Кандинской, дневник был передан в парижский Центр Ж. Помпиду и лишь недавно впервые опубликован (Kandinsky W. Gesammelte Schriften. 1889-1916. Farbensprache, Kompositionslehre und Andere Unveroffentlichte Texte / Hrsg. H. Friedel. Miinchen, 2007). Нами он публикуется вместе с другими материалами Кандинского по этнографии в разделе "Приложения" в конце второго тома.
Н.Б. Автономова
К оглавлению | Следующая страница |