Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Юрий Петрович Гнедовский

Родился 3 июля 1930 года в городе Свердловске в семье русских интеллигентов. Отец, П.Е. Гнедовский (1903г.рожд.), и мать, В.К. Ванюкова (1903г.рожд.), познакомились и поженились, работая по одной специальности — инженеры-проектировщики в области строительства, промышленных и жилых зданий Урала. Дед по маминой линии — К.А.

Ванюков — крупный агроном, в 1938 году арестован и выслан без права работы на любых государственных предприятиях. Дед по отцовской линии — православный священник служил в Омске, на Дальнем Востоке, а в конце жизни — в Москве, в церкви Всех святых на Соколе.

Склонность к рисованию и композиции проявилась у Юрия Гнедовского с детства. Мальчик с энтузиазмом занимался в знаменитом Дворце пионеров (бывшая усадьба купца Расторгуева на Вознесенской горке), который и ныне является одним из самых замечательных памятников архитектуры классицизма в Екатеринбурге. Эти занятия во многом определили будущее призвание мальчика. После войны Юрий вместе с семьей прожил 1,5 года в Черновцах на Западной Украине, где также продолжал заниматься рисунком.

В 1947 году семья переедала в Москву, Юрий окончил школу и поступил в Московский архитектурный институт (МАРХИ), где учился у педагогов И. Рожина и А. Великанова, а диплом выполнил под руководством А.Н. Душкина — автора станций метро «Дворец Советов» и «Маяковская», а также высотного дома МПС у Красных ворот.

Процесс обучения доставлял Юрию Гнедовскому большую радость, так в стенах института началась работа в научном студенческом обществе с экспедициями на Русский север (Карелия), давшими огромный стимул для постижения гения народной архитектуры с ее шедеврами жилого и гражданского зодчества, — знаменитыми погостами «Кижи», открытом «Муезере» с великолепной (тогда еще целой) живописью, деревянной скульптурой и необыкновенными иконостасами, соответствующими интерьерам северного зодчества.

В 1954 году по окончанию института Ю.Гнедовский был принят в аспирантуру Академии архитектуры — в Институт общественных зданий. Академия в эти годы была научно-творческим учреждением и возглавлялась мастерами советской архитектуры. Молодые аспиранты получали дополнительные занятия по рисунку и живописи, пользовались уникальной библиотекой, работая не только по узкой теме диссертации, но и расширяя свой общий кругозор и накапливая творческий потенциал, С 1958-1959 годов под влиянием хрущевских перемен началась серия конкурсов на проектирование крупных и массовых кинотеатров, новых театров и культурных центров. В институте сложилась молодежная бригада, одержавшая ряд побед на конкурсах и работавшая над экспериментальными проектами крупных комплексов. Возглавлявший в те годы академию А.В. Власов поддерживал эти поиски и приглашал молодых специалистов на работу по реальным объектам.

Настоящая удача к Юрию Гнедовскому пришла с проектированием индивидуального проекта кинотеатра на 800 мест в первом жилом микрорайоне города-спутника Зеленограда. Планировкой и застройкой города руководил тогда И. Рожин, а затем — И. Покровский. Кинотеатр получился ясным по функции и своеобразным по объемной композиции и стал первым общественным зданием нового города на формируемой «Площади Юности». (Потом проект был повторен в городе Ступино и других местах, но без привлечение авторов: Ю. Гнедовского, Ю. Дмитриева, Р. Мелкуняна).

В эти же годы в Центральном научно-исследовательском и проектном институте зрелищных, спортивных и административных зданий (ЦНИИЭП имени Б.С. Мезенцева) проводилась научно-исследовательская и проектная работа над новыми типами кинотеатров, театров, концертных залов и их комплексов, создавались экспериментальные проекты общественных центров для Горького (Нижнего Новгорода), Дзержинска, Москвы, включая реконструкцию театра на Малой Бронной, театральных комплексов в саду «Аквариум», «Эрмитаж» и др.

В 1973-1976 годах в коллективе Московского Научно-исследовательского и проектного института объектов культуры, спорта, отдыха и здравоохранения (МНИИПОКОС) была разработана генеральная схема размещения и развития объектов культуры, а в 1980-1985 годах разработан проект и осуществлена реконструкция театра на Таганке, превращенного в комплекс с залами на 800, 500 и 200 мест (совместно с А. Анисимовым и Б. Таранцевым).

В 1980 году в ЦНИИЭП имени Мезенцева совместно с ЦНИИЭП жилища была начата крупномасштабная работа по созданию экспериментального жилого комплекса «Мещерское озеро» в Нижнем Новгороде. Построенный в своей основной части к 1990 году, но не завершенный в связи с прекращением бюджетного финансирования, это комплекс стал воплощением идей создания многофункциональной городской среды, где достигнуто не только высокое качество в жизни, но и связь архитектуры с природой, ландшафтом города и реки.

В новое время «перестройки» и реформ Ю.П. Гнедовский продолжает работу над типами многофункциональных комплексов.

В 1990-1991 годах им был разработан и начал реализовываться в Москве на Новослободской улице театрально-общественный Центр имени В.Э. Мейерхольда, включающий театральные залы на 450, 150 и 100 мест (летний), выставочный зал, кафе, музей В.Э. Мейерхольда, магазины, офисы, гостиницу (совместно с В. Красильниковым и Г.Савченко).

В 1989 году были сделаны первые проектные предложения, а 1995 года началась реализация крупнейшего в столице комплекса — Российский культурный центр на Краснохолмской набережной в Москве (архитекторы Ю.Гнедовский, В.Красильников, Д.Солопов, С.Гнедовский, М.Гаврилова).

Расположенный на «стрелке» между Москвой-рекой и водным каналом, почти напротив Новоспасского монастыря, новый комплекс включает Международный дом музыки с концертными залами на 1800 и 600 мест и универсальным залом на 500 мест, а также кинотеатр, выставочный зал, центр досуга, информационный центр, гостиницу на 300 мест, рестораны, кафе, магазины, конференц-залы, здания офисов площадью около 100 тыс. кв. м. Большая часть офисов построена, что позволило начать финансирование объектов культуры за счет дивидендов. В композиции комплекса использованы традиции русских кремлей и монастырей с их богатыми силуэтами и пластикой зданий.

Работая в научно-исследовательских и проектных институтах в качестве заведующего сектором, заведующего отделом, а затем заместителя директора (ЦНИИЭП имени Мезенцева), Ю.П.Гнедовский опубликовал капитальные труды в области проектирования общественных зданий, в том числе монографии «Кинотеатры с широким экраном» (1959), «Кинотеатры. Основы проектирования» (1968), «Архитектура общественных зданий» (1980), «Архитектура советского театра» (1986), «Концертные залы: типология» (1987).

Им опубликовано более 60 статей в архитектурных журналах, посвященных как той области, в которой он специализировался, так и общим вопросам архитектуры и градостроительства.

В 1982 году Ю.П. Гнедовский был избран секретарем правления Союза архитекторов СССР, где занимался условиями творческой деятельности и международными отношениями. В 1993 году избран президентом Союза архитекторов России и первым президентом Международной ассоциации союзов архитекторов (стран СНГ). За годы, которые он возглавляет Союз архитекторов России, объединяющий 12 тыс. членов из всех регионов страны, Союз не только сохранил единство, но и стал организацией, участвующей в разработке законов и нормативных актов в области архитектуры и градостроительства совместно с Госстроем и Минкультуры. Ежегодно в сентябре Союз архитекторов проводит фестивали-конкурсы «Зодчество», которые стали самым значительным творческим событием в деятельности архитекторов России.

С 1991 года Ю.П.Гнедовский — действительный член Международной академии архитектуры в Москве.

В 1993 году стал одним из инициаторов воссоздания и избран действительным членом Российской академии архитектуры и строительных наук. В 1996 году избран в Совет Международного союза архитекторов, созданного в 1948 году и объединяющего ныне более 1 миллиона архитекторов из 102 стран всех континентов мира.

Ю.П. Гнедовский награжден орденом Почета (1998), он — Заслуженный архитектор России, лауреат Государственной премии СССР ((1991), лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2000), почетный член Американского института архитекторов, Королевского института архитекторов Ирландии, Союзов архитекторов Польши и Грузии.

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика