Тигр и снег: Жизнь все так же прекрасна
Человек-оркестр Роберто Бениньи (Roberto Benigni) опять радует нас своим неугасаемым оптимизмом, жизнелюбием и необычайной работоспособностью. Сам придумывает, сам снимает, сам играет главные роли и даже возглавляет кинокомпанию, производящую его собственные фильмы. Этой весной творческий багаж знаменитого итальянца обогатился новой картиной «Тигр и снег» (Tigre e la neve), где вновь, как и в его оскароносной ленте «Жизнь прекрасна» (Vita è bella, La), смех и слезы, счастье и горе, любовь и страх смешиваются в один большой коктейль.
Его зовут Аттилио. Он поэт, и, как у каждого нормального поэта, у него есть муза, строгая и непокорная. В один прекрасный день Виттория (так зовут музу) отправляется в неспокойный город Багдад, чтобы продолжить работу над книгой арабского поэта Фуада, где вскоре попадает под бомбежку. Аттилио, прибывший в Ирак по зову сердца, обнаруживает свою возлюбленную лежащей в коме. Лекарств нет, персонала для ухода за пострадавшими катастрофически не хватает, и влюбленный поэт отдает всего себя ради спасения прекрасной женщины. И пусть доктор говорит, что состояние пациентки безнадежно — в этой жизни возможно все, и даже тигры могут порой гулять под снегопадом.
Что делать режиссеру, если свой лучший фильм он снял слишком рано? Энтузиазм и творческая энергия у него еще не иссякли, а выше головы он второй раз прыгнуть не может. В такой ситуации сейчас находится Роберто Бениньи. После триумфа картины «Жизнь прекрасна» он потерпел творческую неудачу — его сказка «Пиноккио» (Pinocchio) с рекордным для Италии бюджетом провалилась в прокате. Будто в качестве компенсации режиссер решил вернуться к проверенным методам — «Тигр и снег» процентов на 70 повторяет идею и фабулу «Жизни...». Картину даже можно назвать «Жизнь прекрасна-2» — слишком уж сходны основные сюжетные линии и образы главных героев. Сменились только декорации: вместо фашистской Германии — оккупированный американцами Ирак, а лирический герой Бениньи остается все таким же жизнерадостным болтливым чудаком, своим весельем и оптимизмом противостоящим ужасам войны.
Всем известно: «списывать — нехорошо», а списывать у самого себя, по крайней мере, глупо. Однако итальянского режиссера это не пугает. Он очень удачно сочетает искрометный юмор, любовную романтику и трагические мотивы. Чего только стоит эпизод, когда главный герой, удирая от погони, виртуозно сигает по минному полю, а едва только узнает о грозящей ему опасности, начинает умолять Бога сохранить ему жизнь.
Фильм получился легким, бодрым, слегка наивным и необычайно позитивным. Порой хочется обвинить Бениньи в неискренности (слишком очевиден политический замысел режиссера) и излишней слащавости, но песня в исполнении Тома Уэйтса (Tom Waits), живописное багдадское небо, и потрясающие кадры «снегопада» из тополиного пуха сглаживают все неровности.
Вряд ли, конечно, «Тигр и снег» сорвет такой же большой куш, как и его идейный предшественник «Жизнь прекрасна» — он получился более пресным и менее захватывающим. Режиссер в этот раз сконцентрировал свое внимание не на серьезных вопросах истории (таким вопросом в «Жизни...» была трагедия еврейского народа), а на истории любви, которая развивается на фоне оккупированного Багдада. И он снова дает роль возлюбленной главного героя своей реальной супруге Николетте Браши (Nicoletta Braschi). Видимо, его любовь к ней настолько велика, что мы еще долго наблюдать за развитием этих отношений. И пусть в этот раз все получилось не так задорно, как раньше — страсть постепенно стихает, но милая и теплая любовь продолжает жить. И тигры действительно гуляют под снегопадом.