Столкновение: на режиссерском кресле — Жизнь
Для российских киноманов фильм Пола Хэггиса «Столкновение» («Crash» Paul Haggis) был настоящей темной лошадкой. В кинотеатрах он шел ограниченным показом, а в ходе обсуждения оскаровских номинантов основные ставки делались на «Мюнхен» («Munich») Стивена Спилберга (Steven Spielberg) и «Горбатую гору» (Brokeback Mountain) Энга Ли (Ang Lee). Однако когда со сцены «Kodak Theatre» в Лос-Анджелесе была произнесена фраза: «And «Oscar» goes to... «Crash»!» многие из нас поняли, что кое-что пропустили.
Фильм основан на историях нескольких человек, живущих в городе Лос-Анджелесе — они разного цвета кожи и социального положения, но каждый из них так или иначе связан друг с другом. Два темнокожих парня промышляют угоном дорогих автомобилей, и однажды воруют машину, принадлежащую местному окружному прокурору. Полицейские, расследующие это дело, во время рейда задерживают афроамериканскую супружескую пару. Офицер полиции, испытывающий неприязнь к темнокожим, унижает женщину прямо на глазах у ее мужа. Но на этом тема расовых предрассудков не исчерпывается — иранский эмигрант, магазинчик которого накануне ограбили, подозревает в разбое мексиканца, совсем недавно менявшего ему дверной замок. Постепенно пути людей, потерянных в огромном мегаполисе, пересекаются, результатом чего становится большое Столкновение...
На самом деле «Столкновение» — фильме не о людях, не о городе и не о расовых предрассудках. А о гораздо большем — о жизни. Главный плюс многолинейных драм — таких как «21 грамм» (21 grams), «Магнолия» (Magnolia) и теперь «Столкновение» — в том что, сценаристу не приходится ломать голову, придумывая незаурядные, но неправдоподобные истории, лишь бы хоть как-то заинтересовать зрителя. Потому что в подобных лентах драматургия создается за счет столкновения разных людей и ситуаций, вполне обычных по отдельности, но приобретающих метафизический смысл при сопоставлении друг с другом.
Это фильм о жизни. Потому что здесь нет хороших и плохих героев. Здесь вообще нет главных героев — все очень неоднозначно. Каждый в отдельности становится главным героем, а в совокупности — второстепенным. Как в жизни. Режиссер ни кого и ни в чем не винит, а очень политкорректно исследует причины, по которым тот или иной персонаж совершает проступки. Но это вовсе не крикливая агитка на тему «Не мы такие — жизнь такая», а тонкая и точная картина, изображающая жизнь маленького индивида в огромном человеческом муравейнике.
Главный герой здесь — действительно сама жизнь. Потому что только она может так насмехаться и издеваться над людьми, ставя их в настолько сложные ситуации, что им приходится идти против себя, ломать свои стереотипы, принципы и мировоззренческие понятия. Жизнь меняет их, чему-то учит, а иногда совершает то, что принято называть «чудом», дабы люди осознали — помимо них в этом мире есть еще что-то. Одни назывут это божественным вмешательством, другие — удивительной случайностью, а кто-то скажет, что такое может случиться только в кино.
И «Столкновение» — это фильм, где действительно может случиться все что угодно. Но в границах дозволенного. Потому что режиссер фильма играет по строгим правилам. Для Пола Хэггиса это дебют в качестве режиссера, и он предельно серьезен и осторожен, как ювелир, обрабатывающий свой первый бриллиант. Но это не мешает ему снять интересную и динамичную картину, которая понравится не только любителям психологического кино, но и тем, кто верит, что в этом мире все не просто так...
Интересные факты:
- Американские филологи подсчитали — в фильме содержится 182 непечатных слова.
- Одним из поводов для съемок фильма стало неприятное событие в жизни режиссера Пола Хэггиса: его с супругой, угрожая пистолетом, выгнали из автомобиля двое грабителей. Этот случай лег в основу одной из историй.