Для бессмертия души человеку не хватает околосмертельного опыта
В январе не менее десятка СМИ опубликовали статьи с заголовками «Учёные доказали: душа бессмертна», «Голландские исследователи доказали существование мысли после смерти» и т. д.
В основном, это была перепечатка одной единственной статьи из журнала «Итоги», но шуму эта новость наделала столько, что опровергать «бессмертие» пришлось и российским учёным.
Вместо того, чтобы опровергать или доказывать значимость этого «открытия», попытаемся разобраться, что и как было на самом деле.
В середине декабря 2001 года трое голландских исследователей из госпиталя Рийенстэйт (Hospital Rijnstate, Arnhem, Netherlands) под руководством Пима Ван Ломмеля (Pim Van Lommel) представила на суд общественности результаты самого масштабного на сегодняшний день изучения пациентов, переживших клиническую смерть.
В серьёзном медицинском журнале The Lancet была опубликована статья под названием «Near-death experience in survivors of cardiac arrest: a prospective study in the Netherlands», которое можно перевести, как «Около-смертельный опыт выживших после остановки сердца: целенаправленное изучение специально сформированной группы в Нидерландах». Как видите, ни о каком бессмертии души или сознания речи не идёт.
Заголовок статьи в журнале New Scientist также «без души» — «No medical explanation» for near death experiences», то есть, «Нет медицинского объяснения» (как цитата) около (или почти) смертельному эффекту».
К сожалению, всё это не помешало тоже серьёзному, не медицинскому, и, кстати, уважаемому редакцией «Мембраны», журналу «Итоги» озаглавить свой материал «Голландские медики вплотную подошли к научному обоснованию бессмертия души». При всём понимании стремления коллег сделать заголовок как можно привлекательнее, трудно объяснить происхождение содержащихся в материале утверждений: «голландцы заявляют», «настаивают», «имеют этому неопровержимые доказательства», «голландский учёный ближе прочих подошёл к доказательству «бессмертия души»...
В итоге (непроизвольный каламбур), когда информация, что называется, разнеслась, получилась сенсация, и в конце января 2002 года мы узнаём, что корреспондент агентства «РИА-Новости» добивается опровержения выводов «самоуверенных голландцев» от главного научного сотрудника Института высшей нервной деятельности Академии наук Эдуарда Костандова: «Сознание человека не может существовать после смерти...всё это миф», о чём и сообщило «Эхо Москвы».
Все четверо учёных из Нидерландов (Pim van Lommel, Ruud van Wees, Vincent Meyers, Ingrid Elfferich), возможно удивились бы, узнав, что их российский коллега назвал мифом выводы, которых они не делали.
Для того, чтобы понять о чём в действительности говорят голландцы, в общем-то, достаточно прочесть вышеупомянутую статью в New Scientist, а тем, кто хочет подробностей, придётся найти оригинал статьи в The Lancet. Здесь у пользователей могут возникнуть сложности, потому как журнал серьёзный и авторитетный, а значит для своих — медиков. Соответственно, чтобы получить доступ к статье нужно пройти процедуру регистрации, которая может показаться утомительной, а затем «откопать» её в архиве, после чего убедиться в том, что статья весьма объёмная, а заодно и наполнена цифрами со спецтерминами. Руководствоваться можно тем, что «истина где-то рядом». Собственно, вот она.
Начнём с того, что голландцы не делают никаких резких движений, то есть слов «заявляем», «утверждаем» и «настаиваем» вы в этом отчёте не встретите. Напротив, в статье имеется ряд предположений, который заканчивается тем самым «No medical explanation», то есть — «мы не знаем».
Уникальность исследования группы Пима Ван Ломмеля, по сравнению с несколькими аналогичными, прежде всего, в том, что им, наконец-то, удалось провести долговременное изучение большой группы пациентов — 344 человека. Дабы сэкономить время и место, приведём краткое содержание данного исследования — Summary.
Предпосылки (Background): «Некоторые люди сообщают об околосмертельном опыте (near-death experience — NDE), возникающем после угрожающего жизни кризиса. Мы стремились установить причину возникновения этого опыта и оценить факторы, которые воздействуют на его частоту, глубину и содержание».
Методы (Methods): «Для долговременного целенаправленного изучения мы отобрали 344 «сердечников» (cardiac patients) из тех, кто был реанимирован после остановки сердца в десяти голландских больницах. Мы сравнили демографические, медицинские, фармакологические и психологические данные тех пациентов, которые сообщали об NDE, и тех, кто ничего не помнил после возвращения к жизни. Мы изучили, как изменилась жизнь пациентов, переживших NDE по прошествии двух и восьми лет».
Полученные данные (Findings): «62 пациента (18%) рассказали о том, что пережили NDE, из них 41 (12%) описали суть пережитого. Возможность переживания NDE не связана с длительностью остановки сердца или бессознательного состояния, лечением или страхом смерти перед сердечным приступом.
NDE проявляется чаще у людей пожилого возраста; у тех, кто ранее переживал инфаркт с остановкой сердца; у тех, кого неоднократно в больнице возвращали к жизни при помощи системы восстановления сердечной деятельности и дыхания (cardiopulmonary resuscitation — CPR); у тех, кто имел после CPR проблемы с памятью; у тех, кто уже ранее переживал NDE.
Глубина NDE зависит от пола, переживания реанимации вне клиники и наличия страха перед инфарктом. Значительная часть пациентов, переживших особенно глубокий NDE умирают в течение 30 дней после реанимации. Процесс восстановления после NDE занимает несколько лет, и отличается от происходящего с теми, кто во время инфаркта не переживал NDE».
Объяснение (Interpretation): «Мы не знаем, почему так мало пациентов сообщает о переживании NDE после реанимации, хотя возраст играет свою роль. Если это объясняется исключительно физиологическими изменениями, например гипоксией мозга, то об NDE должны были бы рассказывать большинство пациентов, переживших клиническую смерть».
Вот такое объяснение: мы и сами не знаем как это, но если так, как принято считать, то — очень осторожное и едва заметное — «вряд ли». Сенсации, к сожалению, нет — оказалось, что околосмертельный опыт испытывает меньшинство, а медицина так и не поймёт почему.
Между тем, в США с конца 90-х годов действует организация под названием NDERF (Near-Death Experience Research Foundation), на сайте которой имеется раздел NDE Stories. Здесь пережившие клиническую смерть делятся своим околосмертельным опытом: William S's NDE, Jon's NDE, Larry's NDE, Anne's NDE и так далее — как лента новостей.
В заключение, рекомендуем прочесть-таки статью в «Итогах», поскольку перепечатывать опубликованные в этом журнале все любопытные NDE-факты по второму кругу, наверное, смысла не имеет.
Процитируем лишь один комментарий эксперта — ведущего научного сотрудника ГУ НИИ общей реаниматологии РАМН Галину Алексееву: «Судя по тому, как далеко сегодня шагнула медицина, нам ещё предстоят самые удивительные открытия в этой области. Я не слышала о специалистах, которые бы у нас, в России, предметно изучали сознание и работу мозга в состоянии клинической смерти, хотя на тему «post mortem» пишут достаточно много. Я считаю это одним из самых интересных и перспективных направлений развития медицины как науки».