Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


1.2.2. Основные принципы построения «Звуков»

Прежде чем перейти к анализу образной структуры стихотворений, отметим основные принципы построения цикла, а также наиболее важные приемы.

I. Принцип синестезии.

Важным выводом из волновой теории Кандинского становится идея «перевода» произведений разных искусств, а главным приёмом — синестезия (с греч. synaisthesis — «соощущение»), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие и другим органам чувств (в «Звуках» это живописные образы, переданные средствами поэзии, каждое стихотворение — это картина, созданная словом).

В книге «О духовном в искусстве» художник теоретически обосновывает синестезию как один из важнейших принципов построения своих произведений, но при этом оставляя его внутри идеи синтеза. По Кандинскому, чтобы синтез удался, разные искусства должны заимствовать друг у друга приемы использования собственных средств. Это и есть потенциальная возможность осуществления синестезии. Художник считает, что в истории искусств настает такой период, когда все они «устремляются к самопознанию, взвешиванию собственных элементов и к сравнению их со средствами других искусств». «Одно искусство должно учиться у других, — подчеркивает Кандинский, — как пользоваться своими средствами, оно должно учиться для того, чтобы затем по тому же принципу применять свои собственные средства, то есть применять их в соответствии с принципом, свойственным лишь ему одному». Таким образом, работа над стихами была ориентирована на создание синестетических произведений, «новых миров», эквивалентных картинам Кандинского.

II. Принцип живописного построения.

Исследователями творчества Кандинского было замечено, что по глубине психологизма и символичности, по степени «зашифрованности тексты неодинаковы. Их можно разделить на три группы. Такая трехчленная классификация характерна и для живописного творчества Кандинского. Его жанровая система включает «импрессии», «импровизации», «композиции». Различаются они, в основном, степенью обобщенности образов, степенью освобождения от материи, а также количеством смыслов. Например, в «импрессиях» («впечатлениях») форма, цвет еще достаточно сильно связаны с реальностью физической, соотносимы с образами из реального мира. В «импровизациях» цвет и форма становятся более обособленными, независимыми, внешне изобразительные формы уходят на второй план, связь с реальность физической ослабевает, одновременно увеличивается — с миром художественным, духовным. Картина может быть прочитана не только как изображение реальных вещей, но и как игра цветовых пятен, то есть увеличивается степень обобщенности, цвет и форма приобретают символическое значение, появляются новые смыслы, новые возможности прочтения. Вершиной жанровых поисков Кандинского становится «композиция». Здесь связь с реальностью физической разрывается полностью. Краска и форма уже не соотносятся с предметом, сами становясь предметом произведения.

Принцип живописного настроения в стихотворениях проявляется в перенесении жаровой системы, характерной для живописи, в поэзию. Трехчленная система состоит из «случаев», «картин», «видений». Случаи обладают элементарным замыслом, в основном реализуют мотивы странности бытия, абсурдного случая (175) относит сюда стихотворения «Клетка», рукописные варианты «Листья», «Земля», немецкие «VORFURHLING», «DERRISS», «ANDERS», «SAPTER»).

«Картины» обладают более сложной смысловой нагрузкой, предоставляя возможность «другого» прочтения, смысл становится более зашифрованным (Б.М. Соколов причисляет к «картинам» стихотворения «Не», «Листья» (из макета), «Белая пена», «Холма», «Пестрый луг», «Вода», рукописные — «Возвращение» и «Былина», ряд немецких текстов).

«Видения» отличаются особенно сложной трансформацией повествования, смешением планов, музыкально-психологической трактовкой, полным переходом в иную реальность, иную логику (по мнению Б.М. Соколова, это стихотворения «Фагот», «Весна», «Мел и сажа», «Колокол»). Следует отметить важность этого типа стихотворений: в немецком варианте, написанном позже, их количество возрастает.

III. Музыкальный принцип.

Кандинский при создании стихотворений использует некоторые средства и приемы, характерные для музыкального искусства. Из музыки он берет прием лейтмотива, которым может становиться повторяющийся символический образ («синяя вода» в стихотворении «Вода»), эмоционально и духовно значимый вопрос («или все же?» в стихотворении «Мел и сажа»).

Сюжет стихотворения более похож на сюжет музыкального произведения, нежели литературного: за основу берется изменение настроения в произведении, стихотворение составляет сложный эмоциональный рисунок (как и музыкальное произведение), это достигается за счет использования поэтических средств, которые перекликаются со средствами музыки: пауза — многоточие (в стихотворениях «Звуки», «Видеть»), повтор звукового ряда — повтор слов и фраз («Мел и сажа», «Пестрый луг»), выделение значимого музыкальными средствами — выделение особо значимых для понимания слов особым шрифтом («Мел и сажа», «Колокол», «Не», «Белая пена»), изменение тональности — особенности постановки значимых знаков препинания (восклицательные знаки в стихотворении «Пестрый луг»). Проводя множество параллелей между музыкой и остальными искусствами, Кандинский, в частности, свои живописные работы разделяет на два типа композиции: «мелодический» тип, обладающий «простым внутренним звучанием» и «симфонический» тип, состоящий из «нескольких форм, подчиненных впоследствии явной или скрытой главной форме». Применительно к стихотворным произведениям деление на «симфонические» и «мелодические» можно рассматривать по наличию одного или нескольких смысловых пластов. Стихотворение, в котором преобладает один устойчивый смысловой пласт (наличие лейтмотива, единого настроения на протяжении всего стихотворения), можно отнести к «мелодическому» типу, например, стихотворения «Холмы», «Не», «Вода», «Белая пена»). Стихотворение, обладающее несколькими смысловыми пластами, отличается сложным сплетением разных планов: эмоционального, художественного, духовного (стихотворения «Видеть», «Фагот», «Весна», «Звуки», «Колокол»).

IV. Принцип «смещенного фокуса».

Произведения Кандинского очень сложны для понимания, так как за каждым словом скрывается символ, за каждой строкой вариативность прочтения. Как и в живописи, в поэзии Кандинский был сторонником «сокрытия смысла». Суть вещей художник специально прячет за внешней непонятностью формы, ибо суть эта есть не просто содержание произведения, но, по мнению Кандинского, отражение божественной, космической сути. Реальность в стихотворении часто становится ирреальной и наоборот. Автор часто создает алогичные, не поддающиеся «дешифровке» образы. Принцип «смещенного фокуса» художник использует для создания помет в тексте, с помощью которых мы можем определить, что перед нами не реальный мир, но духовный. Эти алогичные образы и становятся такими пометами (например: зеленые уши, загнутые вперед рога козла). Принцип «смещенного фокуса» художник использует при описании законов иномира: привычные для нас физические законы в художественном мире перестают действовать, в «сдвинутой» реальности появляются новые причинно-следственные связи, основным принципом развития мира становится метаморфоза.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика