Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Подделки. Когда спрос намного превышает предложение. Мнение экспертов

Подделка картин в России выходит из-под контроля. Эксперты предупреждают, что предполагаемые работы мастеров авангарда — чаще поддельные, чем подлинные.

Эксперт частной московской компании Art Consulting Вилена Киреева рассказывает, что большинство подделок, с которыми она сталкивается в ходе своей работы, это картины российских авангардистов, в частности Казимира Малевича, Василия Кандинского либо Натальи Гончаровой. Именно эти художественные произведения имеют большой спрос у покупателей из-за «заоблачной» стоимости во всем мире. Киреева также отметила, что обычно в частных собраниях, подлинность экспонатов которых ее просят проверить, встречаются исключительно подделки.

В свою очередь, адвокат Никита Семенов, специализирующийся на подобных делах, подтвердил, что в настоящее время 60—70% произведений искусств на российском рынке являются поддельными: «В России так называемые олигархи заинтересовались во вложении своих денежных средств в искусство, а не только в яхты и футбольные клубы. В конечном счете спрос на российское искусство значительно вырос как в России, так и в Европе. Когда стало очевидно, что появились лица, готовые заплатить за предмет искусства целое состояние, на рынок стало поступать все больше и больше поддельных работ. В последние годы в таких странах, как Франция и Великобритания, были созданы специальные структуры по розыску авторов поддельных произведений искусства, но в России эта проблема не считается приоритетной. В России на законодательном уровне не делается ничего, чтобы уменьшить количество подделок».

Искусствовед, в прошлом заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев так высказался по поводу этой насущной проблемы: «К сожалению, наша государственная политика, благоприятствует росту числа подделок. В частности ликвидирована служба, существовавшая с 60-х годов в правоохранительной системе, занимавшаяся исключительно преступлениями, связанными с произведениями искусства. Это двенадцатый отдел московского уголовного розыска, и девятый отдел департамента уголовного розыска МВД. Осталось буквально лишь несколько сотрудников, которые разбираются в этой проблеме. Вся нагрузка вычисления, восстановления подделок, ложится на плечи коллекционеров, экспертов и арт-дилеров. Но нет ни сайта, ни издания, где публиковались бы такие проблемные предметы».

Никита Семенов в свою очередь полагает, что спецподразделение могли закрыть из-за связей между государственными должностными лицами и подпольным бизнесом подделок. Более того, по словам юриста, превалирующая часть арт-дилеров сами мешают раскрытию бизнеса подделок, не сообщая в полицию. Они не хотят признавать, что купили подделку, и предпочитают избавиться от них под видом оригинала, чтобы вернуть свои деньги.

Семенов также отметил, что «поддельщиков» и подделки можно разделить на несколько групп: «Первые изготавливают предметы русского авангарда. Наиболее дорогие — Кандинский, Малевич и Гончарова. Насколько мне известно, они используют самые современные технологии, — пигменты, которые невозможно вычислить химическим анализом. В основном эти предметы продаются не на внутреннем российском рынке, а на западном, но работают наши соотечественники. Вторая группа подделываемых предметов — это иконы. Но поскольку рынок икон сейчас стал очень узким, подделок постепенно становится меньше. И третье — это подделки академиков-художников. В частности Айвазовского и Шишкина».

«На западе коллекционер — человек, который вкладывает свои деньги не только в то, что уже безусловно и признано всеми, но и в то, что он сам открывает или то, что лично ему кажется не менее интересным. Собирает не только начало века — авангард, но и вторую половину века, и новейшее искусство. У нас же, как всё — люди только начали собирать, они хватаются за самые проверенные вещи. При этом очень не доверяют тому, что для них кажется уже не относящимся к безусловным вещам, авангардистским, то есть к русскому искусству второй половины ХХ века и начала ХХI. Его почти вообще не собирают. Соответственно, вот очень узкий круг собираемого материала. Произведений было сделано не так много, а спрос большой, вот и возникает почва для распространения подделок» — рассказывает Андрей Ерофеев. По словам искусствоведа, необходимо ввести серьёзную юридическую ответственность для людей, которые подделывают произведения искусства. А также для специалистов, которые выдают поддельные экспертные заключения.

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика