Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество

На правах рекламы:

сериал онлайн Дорожное убийство



Д. Бурлюк1. «"Дикие" России»

Реализм преобразуется в импрессионизм. Немыслимо оставаться в искусстве чистым реалистом. Все в искусстве более или менее реалистично. Но невозможно строить школу на принципах «более или менее». «Более или менее» — не эстетика. Реализм только разновидность импрессионизма. Последний же — жизнь через призму пережитого. Это уже творческая жизнь жизни. Мое переживание — преобразование мира. Погружение в пережитое подводит меня к творческому погружению. Творчество — одновременное созидание переживаний и образов. Законы творчества — вот единственная эстетика импрессионизма. Вместе с тем это и эстетика символизма. «Импрессионизм — поверхностный символизм» (Андрей Белый)2.

«Возможно, из произведений Рафаэля и Тициана можно скорее вывести свод правил, чем из полотен Моне и Ренуара. Однако я отдаю предпочтение их не столь значительным работам, а не Рафаэлю и Тициану, довольствовавшимся изображениями «Венеры с собачкой» или «Девушки со щеглом». Они не говорят мне ничего нового, между тем как мы — люди своего времени и разделяем его чувства» (Анри Матисс)3.

«К Ренессансу приведут прежде всего не совершенные произведения, а мощь и единство идеала жизнеспособного поколения» (Морис Дени)4.

Запланированный на декабрь Всероссийский съезд художников5 прежде всего должен попытаться создать атмосферу, необходимую для единства. В этом случае поставленная задача будет объединять молодые силы, не погрязшие в самодовольстве, а ищущие новые пути и отдающие предпочтение идеальным целям мирового искусства, а не национальным задачам и не заботам о хлебе насущном.

Задача съезда — искусство. Если бы то был какой-либо съезд в интересах той или иной технической отрасли — воздухоплавания, судоходства, автомобильного спорта и т.п., то тогда его участники безусловно утверждали бы единогласно: «Мы отстаем от других народов, по сравнению с Западной Европой Россия осталась далеко позади». Утверждалось бы также, что западноевропейская культура, как и во времена Петра Великого, должна оставаться идеалом, к которому мы должны стремиться.

Все обстоит иначе в любой другой области духовного, то есть и в живописи. Тут нет весомых доказательств летающего аэроплана. Искусство — не пушки заводов Круппа, наделенные высшей степенью доказательности. Любая теоретическая переоценка собственной персоны тут неуместна. К сожалению, такие переоценки — одна из особенностей русского характера. Чем меньше культуры, тем крупнее это заблуждение. Конечно, оно очень удобно: оно освобождает от беспокойных поисков, беспокойного творчества — величайших врагов «обломовщины». Уже художественный критик Александр Бенуа6 справедливо отмечал, что русских художников отличает ужасающая лень. Да, русские художники больны «обломовщиной» — ив этом случае они действительно национальны.

Сегодня, помимо отмеченных выше, можно констатировать и другие печальные стороны русской живописи. Былые вожди — художники «Мира искусства»7 пришли постепенно к такому застою, что «Союз» опустился в конце концов до уровня передвижников (известно, что сегодня это слово употребляется как бранное). В 90-е годы Репина шокировали Пюви де Шаванн8 и Дега9, которые нам сегодня кажутся сладкими до приторности. В этом отношении «Мир искусства» был еще совершенно либерален и поспешно репродуцировал французских импрессионистов, которых мне хотелось бы назвать «интимистами». Они являются представителями сладкого беспринципного искусства, искусства, утратившего в достаточной мере под собой почву и приведшего не более и не менее чем к понятию внешне прекрасного и к гармонии пятен. Этому увлечению французским искусством неожиданно пришел конец, когда возникло в России направление, параллельное новой французской живописи. В утонченных, чистых талантливых душах вспыхнул божественный огонь жизни и сложилось более сознательное отношение к искусству. Вокруг этого огня разыгрался невероятнейший спектакль — чистейшая Вальпургиева ночь! С «академиками» объединились те элементы, которые ранее, по крайней мере внешне, составляли им оппозицию10.

Тут этот спектакль был узаконен, а там был шум, за которым нельзя было разобрать многие неудобные (для тонкокожих) вопросы: «есть ли у меня право? Должно ли служить Аполлону так, как это делаю я? Действительно ли все в порядке, когда из года в год я пишу одно и. то же, только изменяя названия моих работ? Теперь игра в открытую.

Дело зашло так далеко, русское искусство так отстало, что, например, Мутер11 не уделил ему ни одной строчки (что вновь исправлял Бенуа12).

Даже Морис Дени при всем его такте и более чем скромных требованиях посмеивался достаточно зло, рассматривая показанные ему русские произведения.

Адепты академического «искусства», для которых свободный поиск прекрасного был всего лишь «гримасничаньем», которым преуспевание истинного «русского» художества, конечно, предоставляло наилучшую возможность торговать их бесталанными «произведениями», эти элементы — настоящий кошмар, гибель искусства. Некоторые из них, совершенно откровенно скалящие зубы и с достоинством несущие свои меха — не самые опасные. По-настоящему страшны другие — волки, маскирующиеся под овечек. О эти мнимые овечки! Они — подлинная опасность, и это называется предоставить кров. Это настоящие враги нового искусства, к счастью существующего в России и исповедующего иные принципы.

Представители нового искусства — Ларионов13, П. Кузнецов14, Сарьян15, Денисов16, Кончаловский17, Машков18, Гончарова19, Фонвизин20, В. и Д. Бурлюки21, Кнабе22, Якулов23 и живущие за границей Жеребцова24 (Париж), Кандинский, Веревкина25, Явленский26 (Мюнхен), которые подобно великим французским мастерам, например, Сезанну, Ван Гогу, Пикассо, Дерену27, Ле Фоконье28, отчасти Матиссу и Руссо29, открыли новые принципы прекрасного, новую дефиницию красоты в своих произведениях.

Враги этого искусства должны корчиться от смеха. Ряженые овечки также должны выразить нам свое благоволение, охотно ими оказываемое и представителю «Мира искусства».

Ничего другого им не остается!

Чтобы понять произведения названных художников, нужно выбросить за борт все академическое старье. Необходимо выразить чувство, что непросто для людей, погрязших во всевозможных «сведениях» о прекрасном.

Все та же старая песня! И величайшие рисовальщики XIX века должны были внимать ей. Наши «сецессионистические» живописцы убеждены и сегодня, что Сезанн был необыкновенным мастером, но ему недоставало, главным образом, владения рисунком. Заново открытый закон всех названных выше художников — всего лишь традиция, уходящая своими корнями в произведения «варварского» искусства: египтян, ассирийцев, скифов. Вновь открытая традиция — меч, разрубивший цепи конвенционального академизма и выведший искусство из тьмы рабства в вопросах цвета и рисунка на путь весны и свободы.

То, что считалось «почерком» «тяжеловесного» Сезанна и судорожного Ван Гога, есть нечто большее — это откровение новых истин и путей.

И последнее:

1) Соотношение живописного с графическим, изображенного с плоскостным уже намечено в египетском «профильном искусстве».

2) Закон смещенной конструкции — новый мир конструкции рисунка! С ним связаны

3) Закон свободного рисунка (главный представитель Кандинский); обнаруживается также в лучших произведениях Денисова и особенно наглядно в «Солдатах» Ларионова.

4) Использование множества ракурсов, издавна известное в архитектуре как механический закон соединения перспективного сокращения с плоскостью фона, то есть использования множества плоскостей (Якулов «Поющее кафе»).

5) Разработка плоскостей и их пересечений (Пикассо, Брак30, В. Бурлюк в России).

6) Зрительное равновесие вместо механической композиции.

7) Закон колористического диссонанса (Машков, Кончаловский).

Эти принципы — неиссякаемые источники вечной красоты. Черпать из них может любой, имеющий глаз, способный видеть скрытый смысл линий и красок, который зовет за собой людей, увлекает их и направляет!

Так были окончательно разорваны нити, прочно связывающие искусство с академией: конструкция, симметрия (анатомия) пропорций, перспектива и т.д. — свод правил, в конечном счете усваиваемый достаточно легко любым бесталанным, — живописная кухня искусства!

Все наши профессиональные и случайные критики должны понять, что пришло время убрать темные портьеры с окон и впустить настоящее искусство.

Большинство книг по искусству написано не художниками; отсюда все это множество ложных понятий и суждений...

Дневник Делакруа. Перевод Т.М. Пахомовой.

Примечания

1. Бурлюк Давид Давидович (1882—1967) — живописец, публицист. Художественное образование получил в Казанском (1898—1899, 1901), Одесском училищах (1909), в Мюнхенской Королевской Академии у В. Вида (1902—1903). В это время он, как и Владимир Бехтеев, принадлежал к кругу Кандинского. В 1904—1905 гг. продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в студии Кормона в Париже. Вернувшись в Россию, стал одним из вождей русского авангарда. Один из организаторов общества «Бубновый валет» (1910) в Москве. Творчество большинства бубнововалетцев определил неопримитивизм — русский аналог немецкого экспрессионизма. П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Р.Р. Фальк, А.В. Лентулов, Д.Д. Бурлюк исповедовали его принципы какое-то время. «Бубновый валет» отличался также тем, что его выставки 1910/11, 1912, 1913 и 1914 гг. были по существу объединенными выступлениями русских, немецких и французских живописцев новейших направлений. В частности, на выставке 1912 г. присутствовала вся мюнхенская группа «Синего всадника» во главе с В. Кандинским.

2. Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, 1880— 1934) — один из известнейших поэтов и прозаиков начала века. Символист, много занимался вопросами теории символизма и теории художественного творчества, видевший высший смысл искусства в его религиозности, в мистическо-имманентной сущности. С первых шагов в литературе поклонник философа Вл. Соловьева.

3. Матисс Анри (1869—1954) — живописец, в интересующий нас период крупнейший представитель фовизма. В 1905 г. вместе с группой молодых художников выставляет свои работы в Осеннем салоне. И тогда критик Воксель иронически называет его, Мангена, Пюи, Марке, Дерена, Вламинка, Вальта «дикими» (фовистами), а следом за французами так называют себя и русские и немецкие художники новейшего направления. Хорошо известны дружеские и деловые контакты художника с С.И. Щукиным,

И.А. Морозовым, в результате которых Россия оказалась владельцем едва ли не лучшей в мире коллекции его произведений. В 1911 г. Матисс по приглашению Щукина посещает Москву, где встречается с русскими писателями и художниками. Параллельно развивались отношения с немецкими живописцами и одним из крупнейших немецких коллекционеров, организатором Фолькванг-музея в Эссене (впоследствии Кёльн) Карлом Остхаусом, не раз бывавшим в мастерской Матисса и приобретавшим у художника его полотна.

Начало немецким связям Матисса было положено его учеником, впоследствии известным живописцем Гансом Пуррманом. Он сопровождал Матисса в трех поездках по Германии, став пропагандистом его творчества. Летом 1908 г. они посетили Нюрнберг и Мюнхен, в декабре 1909 — январе 1910 — Берлин, Веймар, Хаген, в 1910 — выставку исламского искусства в Мюнхене. Два других ученика Матисса — живописец Оскар и скульптор Маргарита Молль стали в Бреслау (Вроцлаве) владельцами одного из крупнейших частных собраний работ Матисса.

Экспонируя в 1930 г. 60 полотен художника из частных коллекций, организатор ряда выставок немецких и французских художников, публицист и издатель, маршан Альфред Флехтхайм отмечал, что работы Матисса представлены в многочисленных немецких частных собраниях, а также в коллекциях четырех музеев Эссена, Франкфурта, Мюнхена, Бремена. Для Новой государственной галереи Мюнхена Г. фон Чуди приобрел «Натюрморт с геранью» Матисса, составляющий предмет гордости данного собрания.

Персональная выставка произведений Матисса была показана в 1914 году в галерее Гурлитт в Берлине.

4. Дени Морис (1870—1943) — французский живописец, автор ряда работ о современном искусстве, один из создателей группы «Наби». Художественное образование получил в Академии Р. Джулиана, в Школе изящных искусств (мастерская Ж. Лефебра и Л. Дусе). В 1907 г. избран членом-корреспондентом Берлинского сецессиона, член жюри Осеннего салона. В 1909 — посетил Москву и затем на некоторое время уехал в Берлин. Приезд М. Дени в Москву был связан с тем, что по заказу И.А. Морозова художник должен был выполнить пять больших панно на тему «Истории Психеи» для одного из московских особняков мецената. В январе 1909 г. Дени приезжал в Москву, чтобы проверить на месте эффект своей росписи в новом помещении. Он не только прописал их, чтобы потушить излишнюю резкость красок, но и, увидев размеры зала, выполнил восемь дополнительных панно, чтобы «связать все в единое целое».

В 1917 г. призван художником в действующую армию.

5. Речь идет о Всероссийском съезде художников, открывшемся в последних числах декабря 1911 г. в Петербурге в конференц-зале Академии художеств. Съезду предшествовало собрание учредителей (март 1909), на котором был избран устроительный комитет (апрель 1909).

6. Бенуа Александр Николаевич (1870—1960), живописец, график, театральный художник, автор многочисленных работ по истории искусства, учился несколько месяцев в Петербургской Академии художеств. По образованию юрист. В начале века много путешествовал по Европе, с 1926 г. жил в Париже. Один из основателей и идеологов «Мира искусства», художники которого стремились приобщиться к мировому искусству. В 1903—1910 участвовал в выставках «Союза русских художников». Пожизненный член «Осеннего салона». Статьи Бенуа по искусству стали объектом враждебных выпадов со стороны представителей ряда новейших течений, в частности Д. Бурлюка (1910).

7. Временем расцвета второго русского Сецессиона были 80—90-е годы XIX столетия. Вокруг журнала «Мир искусства» сгруппировались радикальные художники этого времени, названные декадентами. Представители данного поколения, наиболее известные в Германии — Сомов31 и Серов32. Бывший редактор журнала Дягилев33 организовал в 1906 году в Париже в «Осеннем салоне» самую большую выставку русских художников, на которой прежде всего фигурировали представители названного выше направления. На обратном пути выставка сделала остановку в Берлине. Наибольшее впечатление оставил Сомов. Когда журнал прекратил существование, возник «Союз художников», в целом очень похожий на «Союз немецких художников».

8. Сомов Константин Андреевич (1869—1939), живописец и график. Учился в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств у В. Верещагина и П. Чистякова, в 1894 — в мастерской И. Репина, в 1897—1899 — в мастерской Ф. Коларосси в Париже. Был за границей — в Италии, Франции, Англии, Германии. Один из организаторов объединения «Мир искусства» (1899), член «Союза русских художников» (1903—1910). 1913 — академик. 1918 — профессор живописного отделения Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры. В 1923 г. уехал в США, в 1925 — переселился в Париж.

9. Серов Валентин Александрович (1865—1911), живописец, график, театральный художник, сотрудничавший с Дягилевым. Учился у К. Кёппинга в Мюнхене (1873), у И. Репина в 1874—1875 в Париже и в Москве (1878—1880), в 1880—1885 в Петербургской Академии художеств у П. Чистякова. Был за границей — в Голландии, Бельгии, Германии, Италии, Франции, Испании. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1894—1899), с конца 1890-х — «Мира искусства» и Мюнхенского сецессиона. В 1900 получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Член совета городской художественной галереи П. М. и С.М. Третьяковых. 1897—1909 — преподаватель Московской школы живописи, ваяния и зодчества. 1898—1905 — академик. Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905 г. Из школы этого последнего представителя русского реализма XIX в., крупнейшего портретиста вышли известнейшие представители русского модерна. Начало ему было положено Серовым.

10. Дягилев Сергей Павлович (1872—1929), театральный и художественный деятель, издатель и редактор журнала «Мир искусства», один из организаторов одноименного художественного объединения. В 1896 г. закончил юридический факультет петербургского университета, параллельно учился в петербургской консерватории (ученик Римского-Корсакова).

Его отличали врожденное понимание искусства, редкая художественная интуиция, позволившие ему свободно разбираться как в музыке, так и в живописи, хореографии. Выдающиеся организаторские способности позволили Дягилеву стать одной из самых ярких звезд на западноевропейском небосклоне.

В 1906—1907 гг. показывает в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставку современных русских художников «левого» толка.

В 1907 показывает «Исторические русские концерты» с участием А. Никиша, Римского-Корсакова, Глазунова, Рахманинова, Шаляпина.

1908 — сезон русской оперы с участием Шаляпина.

1909 — на сцене театра Шатле в Париже открылся первый оперно-балетный сезон, начавший триумфальное шествие русского искусства за границей. Гастроли в Лондоне, Риме, Берлине, Монте-Карло.

В 1911 организует балетную труппу, сформировавшуюся к 1913 г. под названием «Русский балет Сергея Дягилева» и просуществовавшую до 1929, до кончины ее создателя.

Чести сотрудничать с Дягилевым добивались крупнейшие западноевропейские живописцы.

11. Репин Илья Ефимович (1844—1930), один из крупнейших реалистов XIX века. Под углом зрения истории культурных межнациональных связей значительный интерес представляют его «Заметки художника» (первоначально «Письма об искусстве», 1893—1894), в которых он говорит о «великом польском художнике Матейке», об австрийце Г. Макарте как о «самом изящном живописце Германии за все XIX столетие», о «первостепенном таланте Бёклина», о творчестве Ф. Штука, в котором «больше изысканности, чем наивности», и заканчивает признанием необходимости «искусства как искусства».

Начало первому русскому Сецессиону было положено в 1870-е годы. Это была пора расцвета русского реализма. Объединение устраивало ежегодно большую передвижную выставку, которой художники обязаны названием «передвижники». Один из главных представителей этого направления — Репин34 (примеч. ред.).

12. Пюви де Шаванн Пьер Сесиль (1824—1898) получил известность как автор аллегорических декоративных настенных картин, выполненных не в технике фрески, а клеевыми красками. Его элегические, отмеченные стремлением к идеальной гармонии фигурные композиции, как правило религиозного содержания, часто рассматриваются как пример перехода от неоклассицизма к символизму. В конце 90-х они пользовались известностью за пределами Франции.

13. Дега Эдгар (1834—1917) — живописец, график и скульптор, художественное образование получил в парижской Школе изящных искусств, ученик Ламотта. На протяжении 1874—1886 гг. принимал участие во всех выставках «отверженных» — импрессионистов (за исключением 1882). Известен прежде всего как художник танцовщиц. Этот сюжет позволил искуснейшему рисовальщику сочетать изысканную линию с причудливыми эффектами искусственного освещения.

Живопись Дега была издавна представлена в русских частных собраниях нового западноевропейского искусства.

14. Академический канон: «валёры», «колористика», «реальный, правильный» рисунок, «гармоничность» тона (эти части канона были отвергнуты многими, рассматривающими, однако, дальнейшее как святыню), конструкция, пропорция, симметрия, перспектива, анатомия (отказ от этих принципов — наисущественнейшее, наипервейшее, наихарактернейшее, на необходимость освобождения из этого рабства не напрасно, пусть отдаленно, намекнули даже Сезанн и Ван Гог)35.

15. Ван Гог Винсент (1853—1890), голландец по национальности, ставший одним из крупнейших представителей новой французской живописи и графики. Художники — французские «фовисты», русские «дикие» и немецкие экспрессионисты первыми поняли исключительное значение искусства Ван Гога и назвали его одним из основных своих учителей.

16. Русское издание истории искусств Мутера вышло в свет с написанным А. Бенуа дополнительным томом, посвященным русскому искусству. «Мир искусства» занял в нем главное место.

17. Мутер Рихард (1860—1909), один из крупнейших немецких историков изобразительного искусства — позитивист. Речь идет о книге «История живописи в XIX веке» (1894). Для русского издания этой книги, вышедшей в 1901—1902, раздел, посвященный русской живописи, написал А. Бенуа, поставивший перед собой задачу опровергнуть Мутера, говорившего о провинциализме русского изобразительного искусства.

Картина русско-немецких связей в области изобразительного искусства, нарисованная Мутером, несколько односторонняя. Основываясь на большом фактическом материале, современный немецкий исследователь А. Раев утверждает, что с середины XIX в. русское изобразительное искусство не только все больше привлекает внимание немецкой творческой интеллигенции, но и рассматривается рядом ее представителей в качестве духовного, формального импульса, призванного обновить культуру Германии.

18. Ларионов Михаил Федорович (1881—1964), живописец, ученик И. Левитана и В. Серова (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, 1905—1908). Начинал как импрессионист, выставлял свои работы (1906) на выставках «Мира искусства», «Союза русских художников» и парижского «Осеннего салона», побывал вместе с П. Кузнецовым и С. Дягилевым в Париже и Лондоне. 1907 — начало примитивистского периода, вместе с Д. Бурлюком организовал выставку «Венок» в Москве; 1908 — один из организаторов выставки «Звено», участник выставки «Золотого руна»; 1909 — участвовал в выставке, показанной в салоне Издебского; 1910 — один из организаторов «Бубнового валета» и «Союза молодежи». В 1911 г. порвал с обществом «Бубновый валет» и вместе с Н. Гончаровой стал основоположником теории «лучизма». В 1912 г. организовал выставку в Москве под названием «Ослиный хвост», сохранявшую все ту же тягу к профанированию изящного, тягу к городскому фольклору с его духом балаганного, ярмарочного, в 1913 — «Мишень» и выставку футуристов, районистов и примитивистов. В 1915 г. уехал за границу, сотрудничал с балетом С. Дягилева.

19. Кузнецов Павел Варфоломеевич (1878—1968), живописец, ученик В. Серова и К. Коровина (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, 1897—1904). Посещал частные художественные студии в Париже в 1906 г. Подобно Ларионову, много работал для театра. 1902 — участник выставок и член общества «Мир искусства», «Союза русских художников»; с 1906 — пожизненный член парижского «Осеннего салона». 1907 — один из организаторов выставки «Голубая роза».

20. Сарьян Мартирос Сергеевич (1880—1972), живописец, ученик В. Серова и К. Коровина (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, 1897—1904), театральный художник. 1910—1913 — был в Турции, Египте, Иране; 1907 — один из организаторов общества «Голубая роза»; 1907—1909 — член общества «Золотое руно», 1910—1916 — «Мир искусства»; 1910—1911 — «Союза русских художников».

21. Денисов Василий Иванович (1880—1921), живописец-самоучка, график, театральный художник, автор декоративных монументальных росписей. В декабре 1902 — январе 1903 экспонировал панно на московской Выставке архитектуры и художественной промышленности «нового стиля», устроенной по инициативе архитектора И.А. Фомина; в 1907 участвовал в выставке Московского товарищества художников; 1909 в «Первой осенней выставке» (Москва); в 1911 в помещении Художественного салона в Москве выставлялся вместе с художницей Розой Рюсс; в 1916 состоялась его персональная выставка. Круг интересов художника — «портреты-сказки, портреты-легенды, чуждые холодной легкости наивного профессионализма, фиксирующего для ленивых и поверхностных глаз, поднимающие единственное и сокровенное, достающие золотые крупицы под массой наносных песков, в которых чувственное сочетается с мистическим» (Алексей Боровой. Из предисловия к каталогу персональной выставки, 1916).

22. Кончаловский Петр Петрович (1876—1956), живописец, образование получил в Рисовальной школе М. Раевской-Ивановой (Харьков), вечерних классах Строгановского художественно-технического училища (Москва) у В. Суханова, в Академии Р. Джулиана (Париж) у Ж. — П. Лоранса и Ж. — Ж. Бенжамен-Констана (1897—1898), в Высшем художественном училище при петербургской Академии художеств (1898—1905). Ездил во Францию в 1904, 1907, 1913 гг. Один из организаторов общества «Бубновый валет» (1910) и его председатель. 1912—1914 — художник оперы С. Зимина. Участник выставок: 1911 — «Золотое руно»; 1911—1912— «Союз молодежи».

23. Машков Илья Иванович (1881—1944), живописец, учился у В. Серова и К. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900—1909). Ездил в Германию, Францию, Англию, Италию, Испанию, Турцию, Египет. Один из инициаторов создания общества «Бубновый валет», его член. Участник выставок «Мира искусства».

24. Гончарова Наталья Сергеевна (1881—1962), живописец, художник театра. Вольнослушательница Московского училища живописи, ваяния и зодчества, училась у С. Волнухина, П. Трубецкого, К. Коровина. В 1912—1914 гг. вместе с М. Ларионовым разработала теорию «лучизма». 1910 — одна из участниц и организаторов выставки работ художников «Бубнового валета»; 1909—1913 — «Союза молодежи», 1912 — «Ослиного хвоста», 1913 — «Мишени». Участница зарубежных выставок — Париж (1904, 1914), Мюнхен (1912), Лондон (1912), международных — Берлин (1906, 1914), Венеция (1906, 1920). Персональные выставки в Москве (1913) и Петрограде (1914). С 1915 г. жила и работала в Париже.

25. Фонвизин Артур Владимирович (1882/83—1973), живописец-акварелист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901—1904) и в частных академиях Мюнхена (1904—1906). Член объединения «Бубновый валет». Участник выставок «Голубой розы» (1907), «Маковца» (1922,1924). Кисти Фонвизина принадлежат работы, выполненные по памяти (серии «Цирк», «Песни и романсы», гуашь, масло, акварель, 1905—1909), он писал портреты актеров, художников, пейзажи и натюрморты с натуры, исполненные в изысканной живописной манере, отличающейся тонкостью красочных переходов, свободой ритма широких цветовых пятен.

26. Бурлюк Владимир Давидович (1886—1917), живописец. Вместе с братом Давидом едет в Париж в 1904 г., учится там в Школе изящных искусств. Участник выставок «Голубой розы» (1907, Москва), «Венок» (1907, 1908), «Звено» (1908, Киев), «Бубнового валета» (1910, 1911), Салона Издебского (1911, Одесса), парижского «Салона независимых» (1914), показывает свои картины (1915) в Риме.

27. Кнабе Адольф (1876—1910), русский живописец.

28. Якулов Георгий Богданович (1884—1928), живописец, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1900—1902). Участник выставок «Венок» (1907), современной живописи (1909), «Мир искусства» (с 1911), картин левых течений (1915). В 1910 г. посетил Италию, в 1913 — Париж и Лувесьен. В 1914 г. подписал Манифест футуристов.

29. Жеребцова Анна (1885 — после 1927). В начале 1900-х годов уехала во Францию. Начиная с 1908 года участник выставок «Салона независимых»; с 1909 — «Осеннего салона». В 1912 г. участвовала в выставке «Бубнового валета» в Москве.

30. Веревкина Марианна Владимировна (1860—1938), живописец, график. Дочь коменданта Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, племянница последнего царского министра внутренних дел И.Л. Горемыкина. Брала частные уроки у И.Е. Репина, с которым впоследствии ее связывала многолетняя дружба, посещала курсы живописи при петербургской Академии художеств, училась у И.М. Прянишникова в Московской школе живописи, ваяния и зодчества (1883). В 1896 г. уезжает в Мюнхен, чтобы дать возможность А. Явленскому получить художественное образование. В 1897 г. организует объединение художников «Святого Луки» (состав которого сегодня не поддается реконструкции полностью. Известно, что в него входили

И.Э. Грабарь, Д.Н. Кардовский и Р. Лихтенбергер). В 1899 г. вместе с Явленским, Грабарем, Кардовским и А. Ашбе едет в Венецию и работает там, в 1903 — в Нормандию и Париж, в 1905 — в Бретань, Париж, Прованс, на обратном пути останавливается в Швейцарии, чтобы встретиться с Ф. Ходлером. В этом же году Веревкина заканчивает работу над рукописью «Писем к неизвестному». В 1906 г. после более чем десятилетнего перерыва (была искалечена правая рука) вновь начинает писать маслом. 1909 — одна из основательниц «Нового объединения художников», из которого выходит в 1912 г. Когда началась первая мировая война, художница оставила свои работы на попечение П. Клее, уехала в Швейцарию, поддерживала там контакты с дадаистами (Цюрих, кабаре «Вольтер») — Тристаном Цара, Гансом Арпом, Марселем Янко. В 1922 г. полный разрыв с Явленским. Веревкина поселяется в Асконе. В 1924 г. организует группу под названием «Семь медведей». Ее семь членов, представлявших пять стран, должны были воплотить идею международного сотрудничества. М. Веревкина принимала участие во всех выставках «Нового объединения художников» (Мюнхен), «Синего всадника»; в 1919 г. выставляется в Берне вместе с П. Клее, в Цюрихе — вместе с А. Сегаллом. В 1920 г. ряд ее полотен выставлен на венецианской Биеннале.

По мнению Берндта Фэтке, художница — одна из крупнейших представительниц экспрессионизма, творчество которой еще предстоит открыть в полном объеме (Fäthke В. Marianne Werefkin. Leben und Werk. 1860—1938. München, 1988).

31. Явленский Алексей Георгиевич (1864—1941), живописец, график, офицер, получивший художественное образование в Петербургской Академии художеств (1889—1896). В 1896 г. уезжает вместе с М. Веревкиной в Мюнхен, занимается там в живописной школе А. Ашбе (1903). 1903 — принимает участие в работе Берлинского сецессиона; 1909—1911 —один из организаторов и членов «Нового мюнхенского объединения художников». Входит в группу «Синий всадник»; участвует в кёльнской выставке, организованной «Зондербундом»; в выставке, организованной «Синим всадником» в галерее «Штурм» (1912); в первом немецком Осеннем салоне (1913); персональная выставка в галерее «Штурм» (1914). С началом первой мировой войны — эмиграция в Швейцарию.

32. Дерен Андре (1880—1954), живописец, театральный художник. В 1899 г. познакомился с Матиссом в Академии Каррьера. 1905 г. — участник выставки фовистов в «Осеннем салоне». В 1906 г. заключил контракт с немецким маршаном Д. Канвайлером и выполнил для него ряд работ; 1905—1906 — жил и работал в Лондоне; 1907 — встреча с Пикассо, посещение группы художников Бато-Лавуар; 1908—1909 — участник выставок «Золотого руна» в Москве, в 1912 — участник выставки «Сто лет французской живописи. 1812—1912» в Петербурге; в 1912—1914 гг. — выставок «Бубнового валета» в Москве. В 1922 — участник одной из выставок в галерее Флехтхайма в Берлине.

33. Ле Фоконье Анри (1881—1946), живописец, учился в Академии Р. Джулиана, в 1909—1918 гг. возглавлял группу кубистов на Монпарнасе «Глоссарий сирени» (Леже, Метцингер, Делоне, Архипенко и др.), контакты с итальянскими футуристами; 1910 — член «Нового мюнхенского объединения художников»; 1912 — директор Академии Ла Паллетт в Париже. В 1914 г. переехал в Амстердам, в 1915 — написал работу «Сигнал», давшую наименование голландской организации писателей и художников, работавших в духе символического экспрессионизма над полотнами, книгами, зовущими к возвращению на природу. В 1920 г. художник вернулся в Париж. Выставлялся в «Салоне независимых» в Париже, в 1911 г. — совместная выставка с Р. Делоне. 1908—1909 — участник выставок «Золотого руна»; 1909—1914 — «Бубнового валета» в Москве, в 1909—1910 — в салонах Издебского в Киеве и Одессе показывал портрет поэта П. Жува; 1912—1914 — выставки работ в Хагене, Мюнхене, Берлине, Копенгагене, Будапеште, Цюрихе, Барселоне, неоднократно экспонировал свои работы в Голландии.

34. Руссо Анри Жюльен Феликс (1844—1910), живописец-самоучка, таможенник по профессии. Первые известные работы относятся к 1880 г. Оказал влияние не только на формирование французского, но и немецкого, русского искусства XX века (свидетельством тому хотя бы интерес к его работам Кандинского). Последний экспонировал два произведения Руссо в декабре 1911 г. в Мюнхене. Далее Руссо принимал участие в двух представительных берлинских выставках: Сецессиона (1912, 10 произведений) и «Первом немецком осеннем салоне» (1913, 22 произведения). В «Салоне независимых» выставлял свои работы до конца жизни, за исключением 1899—1900 гг. В 1897 г. — в зале фовистов «Осеннего салона» на протяжении месяца.

35. Брак Жорж (1882—1963), живописец, театральный художник, скульптор. В 1906 г. выставил свои первые фовистские полотна в «Салоне независимых». В 1908 — персональная выставка работ Брака в галерее Д. Канвайлера; весной 1911 — участник 22-й выставки Сецессиона в Берлине; 1908 — участие в выставке «Золотого руна»; 1909 — на выставке «Золотого руна» экспонируется его «Купальщица»; 1913 — участие в выставке работ «Бубнового валета» (Москва).

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика