Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество

На правах рекламы:

лазерная резка нержавейки МостoСтройИнжиниринг

Стоматология в Москве пр. Маршала Жукова, д. 59. Ул. Дмитриевского, д. 11. К оплате принимаем:


Письма В.В. Кандинского Н.Н. Харузину

23 Апреля [18] 89 г. Москва

Очень рад за Вас, Николай Николаевич, что сам Гурзуф доказал Вам справедливость моих слов1. Жить в Гурзуфе значит постоянно видеть вдохновлявшие Айвазовского2и Судковского3 картины. В Гурзуфе, по-моему, всего рельефнее выступают красоты Черного моря. Здесь они бьют по нервам. Человек, не видевший Черного моря, будет подавлен, поражен его силой. Только раз видевший его, приглядевшийся к нему, снова поймет его самим чувством. Представив себе Гурзуф, я особенно сильно почувствовал всю тяжесть жизни теперь в Москве. Сидишь тут, в окно так и бьют горячие лучи солнца, а ты ... читаешь о консисториях, благочинных, иеромонахах!4 На носу репетиции Павлова5. А там Янжул6, Камаровский7 и т. д., и т. д. Целая серия противовесенних курсов8. А мысли бродят где н[и]б[удь] в Крыму, то в Париже, то у Зырян. Выставка передвижников овладевает чувствами и фантазией, тянет к краскам. А тут ... консистории ... Какую картину Поленов9 выставил, если бы Вы видели. Горячие тона южного летнего солнца, зеленое озеро, вдали синеющие горы, раскаленное небо. Дивная красота и Христос. Он идет и он выше и прекраснее самой природы. Лица почти не видно. Все выражение в фигуре. Самый замысел и построение ее может Вам передать отвратительный рисунок в начале письма. Выше этой картины нет на выставке, но ее почти не замечают, т[ак] к[ак] лица почти не видно. Мне больно за Поленова.

«Зырянить» я начну с 20-го мая10. Лучше всего писать мне в Вологду до востребования. Дальнейшие адреса пришлю. Пишите, Николай Николаевич. Я очень рад Вашим письмам. Крепко жму Вашу руку. Желаю Вам отдохнуть и крепнуть, крепнуть.

Ваш В. Кандинский Мой поклон П. М-чу11

АХ, ф. 81, д. 98, л. 135-136

Примечания

1. Н.Н. Харузин находился в это время в этнографической экспедиции в Крыму.

2. Иван Константинович Айвазовский (1817-1900), профессор Императорской Академии художеств, написал ряд известных морских пейзажей в окрестностях Гурзуфа: Гурзуф ночью (1849, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург), Гурзуф (1859, Харьковский художественный музей, Харьков).

3. Руфим Гаврилович Судковский (1850-1885), академик Императорской Академии художеств, автор множества морских крымских пейзажей.

4. Перечисленные термины связаны с университетским курсом церковного (канонического) права. Консистория в Русской православной церкви — орган церковно-административного управления при епископах. Благочинные — помощники епископа в надзоре за епархиальными церквами и духовенством; должность введена в XVIII в. Иеромонах — монах в сане священника.

5. Павлов Алексей Степанович (1832-1898), профессор церковного права на юридическом факультете Московского университета.

6. Янжул Иван Иванович (1846-1914), экономист, статистик; профессор финансового права на юридическом факультете Московского университета (1876-1898).

7. Камаровский Леонид Алексеевич (1846-1912), профессор международного права на юридическом факультете Московского университета.

8. Пройдя с 1885 по 1889 гг. все университетские курсы, Кандинский готовился к сдаче экзаменов на получение диплома.

9. См. ил. 7. О XVII выставке передвижников в Москве в 1889 г. см. третью главу.

10. Судя по дорожному дневнику Кандинского, он отправился в Вологодскую губернию 28 мая 1889 г. (ДК, с. 180).

11. Богаевский Петр Михайлович (1866-1929), член этнографического кружка Н.Н. Харузина, впоследствии известный специалист по международному праву. В студенческие годы изучал обычное право и верования вотяков (удмуртов). См., например: [Богаевский 1890].

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика