Заключение
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1. Теория искусства В. Кандинского, главные принципы которой постепенно сложились в период его пребывания в Мюнхене и были сформулированы им в книге «О духовном в искусстве», завершённой в 1910 г., стала основой его научно-теоретических и экспериментальных исследований в России в ИНХУКе и ГАХН, направленных преимущественно на создание новой современной науки об искусстве.
2. Педагогическая деятельность В. Кандинского в Баухаузе явилась органичным продолжением его научно-художественной работы в России, а теория первоэлементов живописи, изложенная в книге «Точка и линия на плоскости» и обобщившая его теоретические размышления 1910-х и начала 1920-х гг. (до 1923 года включительно) оказалась своеобразной инвентаризацией выразительных средств живописи и стала завершением теории искусства В. Кандинского, которая послужила не только теоретической базой его учебных занятий со студентами, но и сыграла важную роль в разработке главных принципов пропедевтического курса Баухауза, определившей его педагогическую концепцию.
3. В Баухаузе В. Кандинским была разработана целая педагогическая система, составляющими которой стало наряду с учением о первоэлементах, учение о взаимодействии цвета и формы, а также обобщающий формообразующий метод его абстрактной живописи.
4. Своеобразием художественной педагогики В. Кандинского было совмещение теоретических и практических занятий, т. е. он читал лекции по теории и истории искусства и в то же самое время давал уроки рисунка и живописи, чему способствовали как огромная эрудиция художника, так и широта его взглядов на художественное образование. Это совпадало и с одним из педагогических принципов института, заключавшегося в двойном обучении — ремеслу и искусству.
5. В Баухаузе несмотря на единомыслие по многим проблемам современного художественного образования с первым его директором В. Гропиусом, В. Кандинский всё же оставался приверженцем «grand'art» и настаивал на обучении студентов не только учебным дисциплинам, необходимым для работы в промышленности, но и на обучении живописи. Сам же этот предмет он рассматривал как один из важных общеобразовательных предметов, способствующих формированию мировоззренческих основ творчества.
6. Одной из педагогических установок В. Кандинского в Баухаузе была установка на «расчёт и интуицию». Он учил анализу и расчёту, тому, что он сам проделал в книге «Точка и линия на плоскости», а с другой стороны, настойчиво советовал развивать интуицию, которая лишь одна, по его мнению, являлась прирождённым свойством таланта.
7. Универсальность и состоятельность теории искусства В. Кандинского проявилась в том, что его теория оказалась способной стать не только аргументацией его собственного абстрактного искусства, но и «грамматикой цвета и формы», и смогла быть использованной в дальнейшем в качестве учебного пособия по современному формообразованию многими институтами дизайна в Европе, Америке и Японии.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |