Заключение
В результате осуществленного в настоящей работе анализа теоретических работ Кандинского появилась возможность представить аналитико-синтетическую реконструкцию его культурологических идей, которая видится следующим образом. Краеугольный камень реконструированной системы — понятие духовного, которому художник придает, во-первых, онтологический статус, во-вторых, характер всеобъемлющего начала, в потенции обладающего возможностью материального воплощения, т.е. представляющего собой некое синкретическое духовно-материальное образование, в-третьих, как несущее в себе в зачаточной форме некие ценности и антиценности, пребывающие внутри «духовных сущностей» и актуализирующиеся в человеческом обществе; в-четвертых, как определяющее всеобщие законы развития и пути формирования грядущей культуры.
Существенная характеристика анализируемого понятия состоит в определении его в качестве некоего неосознаваемого и внеличностного начала, которое вкупе с осознаваемым и личным формирует культуру, но играет в этом процессе определяющую роль. Причем природа самого человека дает ему возможность непосредственно приобщиться к духовному, минуя уровень социального. Соответственно вся культура рождается не из научения, образования, воспитания, а из самого акта приобщения. Таким образом, в представлениях Кандинского культура обретает онтологический статус.
Важным фактором приобщения человека к неосознаваемой сфере является интуиция, которая предстает в виде особой способности души — духовного «имплантанта», выполняющего функции контроля за процессом «вынашивания» будущего творения в «душевной плоти» художника, постоянно присутствующего в самом человеке и человеку неподвластного.
В то же время сам художник играет определяющую роль в формировании другой мощнейшей силы, влияющей на весь универсум: религиозное, этическое и эстетическое, являющиеся порождениями всеобщего духовного, воспринимаются индивидом и превращают его в субъекта, умножающего духовное с положительным знаком в человеческой культуре и вызывающего ее перемены. Человеческая культура благодаря творящему индивиду обретает исключительную возможность оказывать влияние за пределами сферы, непосредственно «контролируемой» культурой.
В процессе «очеловечивания» духовного, воплощения его в культурные формы становятся зримыми и другие его характеристики, первая из которых относит его к сфере языческой магии, видит в нем оккультное начало. Магический характер обретают и процесс творения, и само художественное произведение, и жертвенность художника. Картина мира предстает в математическом выражении в соответствии с принципами нумерологии. Эротический аспект оккультизма обнаруживается, в частности, в понимании процесса творения произведения как слияния женского (души) и мужского (духа) начал.
Этапы развития культуры являют собой все более очевидное проявление духовного. Каждый культурный ареал и каждая эпоха имеют внутреннее своеобразие, и это своеобразие пробуждает внешние формы искусства — порождает новые стили и направления. Таким образом, культура реализует некую «программу», изначально заложенную в нее. Но поскольку полученный результат обладает самостоятельностью и активностью, он оказывается способен как на прогрессивные (в сфере культуры), так и на регрессивные (в сфере цивилизации) действия. Эволюционный процесс развития искусства и культуры конечен и достигнет своего апогея в грядущую Эпоху Великого Духа — эпоху совершенства.
Поскольку никакое иное культурное явление по силе своих возможностей не приближается к искусству достаточно близко, постольку роль искусства и его ответственность в человеческом мире обретают исключительное значение. Искусство представляется воплощенной рефлексией на мир, воспроизведением его строения и законов. С другой стороны, воспроизводя мир, искусство, «приращивает» его благодаря созданию художественных произведений, в которых абстрактные сущности обретают плоть. Искусство, таким образом, является феноменом, и отражающим сущность мира, и творящим мир, и приближающим высшую точку духовной эволюции. Соответственно и задачей, стоящей перед каждым подлинным художником становится изменение действительности таким образом, чтобы наиболее ясно были различимы ее духовные основания.
Проведенная реконструкция позволяет увидеть в выдающемся русском художнике оригинального философа культуры, хотя следует признать, что смешение в его представлениях мифологических, языческих, христианских, научных, художественных черт лишает реконструированную культурологическую концепцию достаточной научной строгости.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |