III. Русские народные картинки из собрания В.В. Кандинского. Каталог
Фонд Габриэле Мюнтер и Йоханнеса Айхнера, Мюнхен
1. Искушение св. Антония. Гравюра на металле, раскраш. 42,5 × 36,5 (36,0 × 27,4). Москва, мастерская Стрельцова (?), 1830—1840-е годы. Реставрирована. Висела в раме на стене кабинета Кандинского в квартире на Айнмиллерштрассе, 36 в Мюнхене (фото 24 июня 1911 г.). Аналогия: ГРМ, Гр. луб. 2776.
2. Коронование Пресвятыя Богородицы. Гравюра на металле, раскраш. 43,0 × 35,8 (31,4 × 21,3). Москва, мастерская А. Ахметьевой (?), 1830—1850-е годы. Реставрирована. Аналогия: ГЛМ, № 48080.
3. Взятие графом Дибичем-Забалканским Адрианополя. Гравюра на металле, раскраш. 50,4 × 40,3 (44,6 × 33,7). Москва, конец 1820-х — 1840-е годы. Цензурное разрешение от 18 сентября 1829 г.; оборот дублирован с использованием фрагмента бланка 1840-х годов. Висела в раме на стене кабинета Кандинского в квартире на Айнмиллерштрассе, 36 в Мюнхене (фото 24 июня 1911 г.).
Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж
4. Архистратиг Михаил. Гравюра на металле, подкрашена киноварью. 27,9 × 32,3 (обрезана). Москва, 1840—1850-е годы. Реставрирована. На паспарту внизу справа цена: «5-». Аналогия: ГЛМ, № 47656.
5. Лист бумаги с вырезанными и наклеенными на него 12 иконами Богоматери, гравированными на металле. Лист 35,0 × 45,0; каждая икона около 6,0 × 10,8. Конец XVIII-начало XIX в. Гравюры и лист — рыхлая голубая бумага одного качества. Наверху надпись ученической каллиграфией: «МЕСЕЦЪ-12-ФЕВРАЛЬ. — а-ЛЕТО».
6. Отъезд девицы Юлии Пастрана из Англии. Литография, раскраш. 45,6 × 36,2 (34,7 × 19,1). Москва, мастерская П. Лукьянова, конец 1850-х — 1870-е годы. Цензурное разрешение от 18 августа 1858 г.
7. Отражение 4-х англо-французских пароходов на Очаковском мысе Черного моря 22 сентября 1854 года. Литография, раскраш. 43,4 × 35,0 (34,7 × 23,5). Москва, мастерская Е. Яковлева, конец 1860-х — 1880-е годы. Цензурное разрешение от 17 февраля 1868 г.
8. Урок мужьям, мужикам, деревенским беднякам и женам щеголихам... Литография, раскраш. 44,0 × 34,2 (37,9 × 25,1). Москва, мастерская А. Абрамова, конец 1870-х- 1890-е годы. Аналогия: РНБ Элб. 1608.
9. Вид Храма и Гроба Господня в Иерусалиме. Хромолитография. 40,7 × 31.7 (35,9 × 26,7). Москва, литография Т-ва И.Д. Сытина, 1911—1914 гг. Датирована 1911 г.
10. Повесть о бесе, оскверненном на блудном месте (доме) и о непокровенном сосуде. Хромолитография. 62,2 × 45,3 (58,0 × 41,0). Москва, изд. A.M. Заботина, между 1905 и 1914 гг. Угол с фамилией владелицы мастерской и датой оторван. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г.
11. Твердое и непоколебимое стояние христианина на крестном евангельском пути. Картина первая. Литография, раскраш. 37,8 × 47,2 (28,2 × 39,1). Москва, между 1905 и 1914 гг. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г.
12. Умиленное сошествие человека с крестного пути... (Поучение Ефрема Сирина). Литография, раскраш. 37,6 × 46,4 (29,3 × 38,7). Москва, между 1905 и 1914 гг. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г.
13. ...Слово Иоанна Златоуста о страсе Божии. Литография, раскраш. 37,6 × 46,7 (30,9 × 35,2). Москва, между 1905 и 1914 гг. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г.
14. Унываеми в страдании Христове дает повод бесом во всяческих благих препинати ему... (Поучение Ефрема Сирина). Литография, раскраш. 38.7 × 46,3 (28,4 × 39,0). Москва, между 1905 и 1914 гг. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г.
15. Мздоимец и резоимец и сребролюбец и грабитель едина колесница есть четверична... (Поучение из Пролога). Литография, раскраш. 37,6 × 46,5 (28,7 × 37,0). Москва, между 1905 и 1914 гг. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г.
16. Птица Райская зовомая Сирин... Литография, раскраш. 38,0 × 47,0 (31,0 × 36,0). Москва, между 1905 и 1914 гг. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г. Аналогия: ГИМ 47219 И III хр. 9025.
17. Птица Райская Алконост... Литография, раскраш. 37,7 × 46,5 (30,5 × 37,5). Москва, между 1905 и 1914 гг. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г.
18. Птица Райская Алконост... Литография, раскраш. 39,5 × 50,0 (30,0 × 37,5). Москва, между 1905 и 1914 гг. Старообрядческая гравюра, выпущенная после 1905 г. Аналогична № 14 по композиции и тексту, однако лик Алконоста выполнен не в лубочной, а в «васнецовской» манере. По-видимому, этот лист висел на стене кабинета в квартире на Айнмиллерштрассе, 36. Анал:. ГИМ 41697 И III хр. 8566.
19. Народные картины, лубочные. Товарищество И.Д. Сытина в Москве. Переплетенный альбом без титульного листа, содержащий 112 нераскраш. и 35 повторяющих их сюжеты раскраш. литографий. 45,0 × 34,5. После 1893 г. Позднейший из датир. листов имеет цензурное разрешение от 23 марта 1894 г. Аналогии: ГИМ И III хр. — лит. 4862/Б 38-01/17 (105 л., все раскраш.); Музей книги РГБ (146 л.).
На внутренней стороне задней сторонки переплета надпечатка Кандинского и запись чернилами его рукой:
«Купленъ в Петербурге
осенью 1913 г.
при участии А. Гартмана».
19-1. Царь Иоанн Васильевич Грозный.
19-2. Петръ 1-й Император Самодержец Всероссийский.
19-3. Примерный Поступок Салдата Который Спас жизнь Петра Великаго на охоте.
19-4. Николай 1-й Император и Самодержец Всероссийский.
19-5. Его Императорское Величество Александр Николаевич изволитъ осматривать Государственное подвижное ополчение в С. Петербургъ Маия 27. д. 1855 г.
19-6. Его Императорское Величество Государь Император Александр II-й Самодержецъ Всероссийский и Его Императорское Высочество Наследник Царевич Николай Александрович и Их Императорские Высочества Великие Князья Константин Николаевич, Николай Николаевич и Михаил Николаевич.
19-7. Его Императорское Высочество Великий Князь Наследник Цесаревич Николай Александрович.
19-8. Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Николаевич.
19-9. Его Императорское Высочество Великий Князь Николай Николаевич.
19-10. Ермак Тимофеевич покоритель Сибири.
19-11. Князь Италийский Граф Александр Васильевич Суворов Рымникский.
19-12. Анекдот Суворова: Перед штурмом крепости Измаил ...стыдно будет не войти в третий раз...
19-13. Главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом Генерал Адъютант Николай Николаевич Муравьев.
19-14. Генерал лейтенант Князь Василий Осипович Бебутов.
19-15. Генерал от артиллерии Алексей Петрович Ермолов в окрестностях Кавказа в 1824-м году.
19-16. Александр Александрович Бибиков.
19-17. Его Сиятельство Князь Михаил Семенович Воронцов Наместник Кавказский.
19-18. Граф Василий Васильевич Орлов Денисов.
19-19. Генерал Адъютант Генерал от Кавалерий Михаил Григорьевич Хомутов.
19-20. Генерал Адъютант Князь Михаил Дмитриевич Горчаков 2-й.
19-21. Генерал Лейтенант Князь Иван Никитич Скобелев. Во время сражения на операции своей сказал, Для меча и штыка к защите Святой Веры и Русского Царя и славы нашего Отечества, среди храбрых товарищей и трех пальцев по милости Божией оставшихся на руке моей с избытком достаточно.
19-22. О, ХО. ХО ТЯШОЛ РУСЬКА МУЗИК И КУЛЯКОМ И ВЕСОМ... [«Весы политического равновесия»].
19-23. Тройка-Три товарищи. Вот мчится тройка удалая, / А глупость бодро правит ей... [Карикатура на события Крымской войны].
19-24. Нападение англичан на Ставропигиальный Соловецкий Монастырь.
19-25. Вылазка из Севастополя.
19-26. Вылазка из Севастополя произведенная 18-го на 19-го Апреля 1855 года.
19-27. Под Севастополем премирие на несколько часов для уборки тел.
19-28. Взятие турецкой крепости Карса в Азии 16-го Ноября 1855 года... непоколебимым мужеством храбрых Кавказских войск...
19-29. Сдача города и крепости Карса 18-го ноября 1855-го года. Где победоносные русские войска... из Ведомостей Московской Городской Полиции № 264-й.
19-30. Кавказ здача Шамиля с муредами. Его сиятельство прибывая лично... Геройский подвиг полувековая борьба на осточном Кавказе окончина, страна от море Каспийскова, до военно грузинской дороги пала к стопам Его Императорскому Величеству.
19-31. Осада Крепости Гуниба и взятие в плен Шамиля.
19-32. Сюжет из «Юрия Милославского».
19-33. Жизнь за Царя Ивана Сусанина. Убейти за режти / Здесь моя могила / Но знайте что я спас Михаила.
19-34. Глянька, Пантюха! Вон это, на большом камне-то стоит не Росланей ли богатырь...
19-35. Песня: Засвистали казаченьки / В походе с полуночи...
19-36. Песня: Ай по лесу по темному шелкова трава...
19-37. Куда ты друг мой стремишься? / На тот погибельный Кавказ?..
19-38. Беседа русских воинов в лагере.
19-39. Казацкий праздник: Сиде голубь на тычинке...
19-40. Неустрашимый поступок воина спасающего детей из пламени...
19-41. Русская, разгульная масляница: Масляница только раз / В круглый год гости у нас / Не частенько...
19-42. Гудит звонок и тройка мчится...1
19-43. Песня: Ай во поле! Ай во поле! / Ай во поле липанька...
19-44. Песня: Волузях, волузях...
19-45. Отгадай мая радная / От чего я так грусна!..
19-46. Песня: Ехали ребята из Нова города...2
19-47. Песня: Не будите молоду...3
19-48. Песня: Небрани меня родная...
19-49. Ты Настасья, ты Настасья, отворяйка ворота...
19-50. Песня малороссийская: Пошел чоловик дауполе орати...
19-51. Вечер поздно из лесочку / Я коров домой гнала...
19-52. Пряди моя пряха..
19-53. Романс: Под вечер осенью ненастной...
19-54. Подкидыш Песня: Все было тихо в час полночи...
19-55. Кутилы: Кутилы позднею порою...
19-56. Песня Ах что нанебе светло...
19-57. В Селе малом Ванька жил, / Ванька Таньку полюбил...
19-58. Малороссийская пляска: Одна гора высокая...
19-59. Била жинка мужика / За чуприну взявши...
19-60. Песня: Вечерком красна девица...
19-61. Что ты спишь мужичек...
19-62. Песня: Отдал меня батюшка...
19-63. В низ по матушки по Волги...
19-64. У нас было на улице, / у нас было на широкой...
19-65. Железная дорога: Близко красныих ворот, / Есть налево поворот...
19-66. Возвращение на родину из Питера промотавшегося трактирщика: Песня...
19-67. Песня о патаке с имбирем: Вот варена с имбирем...
19-68. Небылица в лицах. Небылица в лицах найдена в старых светлицах... и ерофейч допивали.
19-69. Свадьба Медведя Мишки косолапого. Раз косолапый мишка разкутился / на машки косорылой женился...
19-70. Разговор большого носа с сильным морозом.
19-71. Перековка старых на молодых.
19-72. Ступени человеческого века.
19-73. Рачительное домоводство.
19-74. Новая песня: Вот мчится тройка удалая, или Вот как мужья жен исправляют, от глупостей отучают.
19-75. Вот как в Москве Ярославцы половые трудятся с красотками веселятся а в деревню без гроша босые катают, родителей удивляют...
19-76. Урок мужьям простякам и женам щеголихам...
19-77. Еврей: сотцкий ось-осе ваше благородие...
19-78. Воздушное путешествие. Вот как втрубу вылетают. Кридиторов удивляют...
19-79. Вылетил в трубу.
19-80. Два крестьянина вошедши в трактир...
19-81. Хозяивы горюют а прекащики перуют: Как преходит месиц июнь / Накупцов тогда хошь плюнь...
19-82. Раек: Вот извольте видеть: Салтан...
19-83. В Марьиной Роще.: Медведь с казою забавлялись...
19-84. Налихоче хотела ехать, и ловко так умела с ехать.
19-85. Откупщик и Сапожник: Богатый откупщик в хоромах пышных жил...
19-86. [У зубного врача] Господин: Батюшки, отцы родные, помилосердуйте!..
19-87. Как Бог велел так должно жить невсем же нам Богатым быть...
19-88. В Петербурге места нет, ездить в деревню дураков обманывать. Митька с Питера приехал...
19-89. Хищные волки на павшйе на Проезжающих.
19-90. Три пьяницы.
19-91. Крестьянин Понтюха Объедалов.
19-92. Бабья ссора: Две бабы в месте сошлись и запустое подрались...4
19-93. Сон богача: Жил был купец скупяга...
19-94. Скаска как портной с чертями распоряжался, посвойски с ними дрался...
19-95. Вот как извозчик лихач черта катит...
19-96. Сказка о том, как приказчики хозяевам угождают.
19-97. Кулачные бойцы: Два мужика / Вышли из кабачка...
19-98. Замечательнейший персицкой скороход и силач Ганао-Сили...
19-99. Трудолюбивый медведь.
19-100. Сказка о семи братьях родных, молодцах удалых.
19-101. Охота на слоне за тигром.
19-102. Новейший карточный оракул.
19-103. Славный Сильный и Храбрый Витязь Еруслан Лазаревич едет на Чудо великом Змеи о трех головах. А прекрасная Царевна Анастасия Вохрамеевна встречает его5.
19-104. Славный Сильный и Храбрый Бова Королевич поражает Полкана Богатыря...
19-105. [Четыре эпизода из русских сказок:] Еруслан Лазаревич верхом на змее6; Бова с Полканом7; Иван Царевич и Елена Прекрасная8; Илья Муромец и Соловей Разбойник9.
19-106. Иван Царевич и Елена Прекрасная.
19-107. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
19-108. Сильный и Славный Храбрый Воин Аника.
19-109. Турецкий Император Махмуд 2-й осматривает свои войска 1829 года.
19-110. Бобелина Героиня Греции.
19-111. К Атаману алжирских разбойников представляют бежавшую пленницу.
19-112. [Детские характеры.] Роза — Сурьезная минетка — Маленькая мать — Милая компаньеночка.
Далее приплетены 35 листов, раскрашенных в четыре краски и повторяющих сюжеты основного альбома.
Дополнение
НАРОДНАЯ КАРТИНКА ДРУГИХ СТРАН ИЗ СОБРАНИЯ В.В. КАНДИНСКОГО
а) [Блудный сын, покидающий родительский дом]. Гравюра на металле, раскраш. 29,2 × 20,0. Европейская школа. 1730 (?). Текст: Filius Prodigus abit in regionem longinquam. На обороте подложки надпись карандашом: «Alter Rococostich 887 / Original 1730 / Der verlorene Sohn». Фонд Г. Мюнтер и Й. Айхнера, Мюнхен. Висела в раме на стене гостиной в квартире на Айн-миллерштрассе, 36.
б) Le Brigand de la forêt [Лесной разбойник]. Fabrique d'image de Gangel et Didon, a Metz. Гравир. лист с 16 картинками, раскраш. Фонд Г. Мюнтер и Й. Айхнера, Мюнхен.
в) Sidi Abdallah et la fille du roi de Tunis [Сиди Абдалла и принцесса Туниса]. Édit Bonesteve Alger. Modele depose № 107. Imp. Baconnier-Alger. Хромолитография. 42,3 × 32,3. Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж. Современный алжирский лубок, приобретенный, очевидно, во время поездки В. Кандинского и Г. Мюнтер в Тунис, 25 декабря 1904-5 апреля 190510.
Большую помощь в работе над материалами из наследия Кандинского мне оказали Ильзе Хольцингер (Фонд Г. Мюнтер и Й. Айхнера, Мюнхен), Хельмут Фридель и Аннегрет Хоберг (Городская художественная галерея, Мюнхен), Жермен Виатт и Жессика Буассель (Национальный музей современного искусства, Центр Ж. Помпиду, Париж). Приношу им свою искреннюю благодарность. Я признателен также Е.И. Иткиной и O.P. Хромову за атрибуцию ряда лубочных листов, Е.Б. Овсянниковой и И.И. Голицину за сведения о коллекциях Н.Д. Виноградова и И.С. Ефимова.
Тексты лубков в Приложении приводятся с сохранением особенностей их орфографии.
Переводы, не оговоренные специально, выполнены автором статьи.
Примечания
1. Die zweite Ausstellung der Redaktion Der Blaue Reiter.
2. Der Blaue Reiter. Abb. 25.
3. Ibid. Abb. 24. Оригинал из сытинского альбома воспр. в кн.: Derouet Ch., Boissel J. Op. cit. P. 450. № 801. Репродукция из альманаха «Синий всадник» воспроизведена в качестве «неизвестного сюжета» в статье: Weiss Р. Kandinsky and the symbolist heritage // Art Journal. XLV. Summer 1985. P. 144. Fig. 17 (повторно: Eadem. Kandinsky and old Russia: The artist as ethnographer and shaman. New Haven; London, 1995. P. 95, 97, 234. 111. 101); причем автор утверждает, что лубок изображает празднование Егорьева дня, и связывает его с «шаманистической» трактовкой искусства Кандинского. Во избежание недоразумений приводим полностью текст лубка, который на репродукции в альманахе отсутствует:
Не будите молоду
Раным утром поутру;
Разбудите молоду
Когда солнышко взойдет;
Пастух выдет налужок
Заиграит ворожок
Хорошо пастух играит
Выигрывает
Выгоняйте вы скотину
Наширокую долину!
Гонят девки гонят бабы,
Гонят малые ребяты:
Выгоняли на лужок
Становилися в кружок
Одна девка весела
В хоровод плясать пошла
Она пляшет, рукой машет
Пастушка к себе манит
Поди ко мне пастушок
Поди миленькой дружок
Бросил стадо пастушок
Пошел к девке в кружок
Он часочик проплясал
Коровушку потерял
Он еще час проплясал
Иполстада потерял
Когдаб знала молода
Не манилаб пастуха.
4. Der Blaue Reiter. Abb. 139; Derouet Ch., Boissel J. Op. cit. P. 450. № 802.
5. Ibid. № 800; Metken S. Op. cit. S. 28. Abb. 3.
6. Der Blaue Reiter. Abb. 136.
7. Ibid. Abb. 138.
8. Ibid. Abb. 59; репродукция из альманаха воспр. в кн.: Roethel H.К., Benjamin J.K., Kandinsky. N.Y., 1979. P. 62. Fig. 76.
9. Der Blaue Reiter. Abb. 140.
10. Lindsay К. Gabriele Munter and Wassily Kandinsky: What they meant to each other // Arts Magazine. 1981. December. P. 60. Fig. 21.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |