Художественная весна в России
С момента вашего отъезда те наши устремления, которые были вам хорошо известны, во многих случаях расширились. Многие цели были переориентированы.
Выставочная политика заметно превзошла наши первоначальные пожелания. Музей живописной культуры1, с его исторической ориентацией, присоединил другую — именно современное интернациональное искусство. Для осуществления этих намерений было приобретено большое число картин. Это вселяет надежду, что эта секция вскоре будет способна приобретать лучшие иностранные произведения. Провинциальные музеи в некоторых случаях расширяются, другие основываются.
Лекции по искусству и истории искусства для рабочих читаются каждое воскресенье, преимущественно молодыми хорошими специалистами. Публикуется большое число монографий об отдельных художниках. Также разнообразны и большие и малые эссе об искусстве. С Рождества появились два новых художественных журнала — один здесь, другой в Петербурге2. Специальное переводческое бюро уже некоторое время работает над переводами классических произведений с немецкого, французского, английского и т. д.
Архитекторы, которые провели большую конференцию в конце марта, работают над планами развития и перепланировки Москвы3. Эти планы содержат много нового и интересного. Старые итальянские архитектурные идеалы и математические принципы обновляются и вплетаются в эти новые планы.
Скульпторы сформировали собственную секцию и новую ассоциацию4. Целью этих попыток в конечном итоге является желание сделать скульптуру, бывшую ранее бедной кузиной искусства, ее законным отпрыском, со всеми должными правами. Эта работа пока находится на ранней стадии реализации, и она еще не способна к сооружению монументальных произведений для наших городов, их улиц и площадей.
В области театра специально стоит отметить наших театральных деятелей. Эти деятели, которые руководят и сами непосредственно работают в театре, вносят по-настоящему свежие, наивные и живые элементы в мертвую атмосферу театральной условности. Временами устанавливая тему в широких контурах, они импровизируют прямо на сцене, так что одно представление в своих деталях всегда отлично от следующего.
Зачастую на лекциях по искусству происходят и дискуссии, в которых публика принимает непосредственное участие. Так, на одной из лекций один рабочий выступал особенно хорошо. "Рабочий класс, — сказал он, — хочет подлинно свободного искусства, которое лишь служит прекрасному. Деление искусства по различным тенденциям интересно исключительно специалисту. Люди хотят лишь прекрасного, которого не найдешь в повседневной жизни. И, как один из рабочих, я, кто работал и еще работает, благодарю художников от всего сердца за обогащение моей жизни..."
Недавно была открыта фотографическая студия, которая предполагает изучение технических, теоретических и художественных проблем. Как директор, я планирую присоединить к этому и студию репродукций (печатание, фототипии и т. д.). Я работаю чрезмерно, хотя, к несчастью, не над картинами...
Москва, 22.2.1919
Комментарии
Впервые: Kunstfrühling in Russland // Die Freiheit (Berlin). 1919. 9 Apr.
Письмо Кандинского о художественной ситуации в послереволюционной России появилось 9 апреля 1919 г. в вечернем выпуске берлинской газеты "Die Freiheit" ("Свобода"), являвшейся печатным органом Немецкой независимой социал-демократической партии. Возможно, является первым известием о судьбах русского искусства в Германии. Мнение художника, "хорошо известного пионера и вдохновителя нового искусства" (из редакционного замечания к публикации), было интересно немецкой артистической публике. Письмо адресовано редактору газеты Альфреду Виелеппу.
Перевод с немецкого B.C. Турчина
1. См. статью "Музей живописной культуры" (1920), с. 21-29.
2. Видимо, имеются в виду: "Искусство" (Вестник отдела Главискусства Наркомпроса РСФСР; начал выходить в 1919 г.) и "Изобразительное искусство", журнал Отдела изобразительного искусства Наркомпроса РСФСР (Петроград, 1919).
3. Конференция при Строительном отделе Московского совета.
4. Возможно, Общество московских скульпторов (ОМС).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |