Н. Кульбин1. «Свободная музыка»
Тезисы свободной музыки
Музыка природы — свет, гром, свист ветра, плеск воды, пение птиц — свободна в выборе звуков. Соловей поет не только по нотам теперешней музыки, но и по всем ему удобным.
Свободная музыка обращается к тем же самым законам природы, что и музыка и все искусство природы.
Художник свободной музыки подобно соловью не ограничен тонами и полутонами. Он использует также четверть-, одну восьмую тона и музыку со свободным выбором тонов.
Этому не может помешать ни поиск основного характера, ни простота, обязывающие к фотографическому выражению жизни, так именно поиск облегчает стилизацию.
Для начала были введены четвертые части тонов. Последние использовались уже в древности как «энгармонические», в то время когда в человеке еще были сильны первобытные инстинкты. Вплоть до сегодняшнего дня они существуют в старой индусской музыке. Преимущество свободной музыки:
Неведомое ранее наслаждение непривычными созвучиями.
Новая гармония с новыми аккордами.
Новые диссонансы с новыми решениями.
Новые мелодии.
Необычайно расширяется выбор возможных аккордов и мелодий.
Увеличивается сила музыкальной лирики, и это самое главное, так как музыка — прежде всего лирика. У свободной музыки также большие возможности воздействовать на слушателя и вызывать у него душевные волнения.
Изысканные соединения и изменения тонов активно воздействуют на человеческие души.
Возрастает возможность музыки представлять. Можно воспроизвести голос любимого человека, подражать пению соловья, шороху листвы, нежному и ураганному ветру, морю. Можно полнее представить движения души человеческой.
Облегчается изучение и использование световой музыки.
Получают простое и сильное средство упражнения и развития слуха. Такие упражнения как раз необходимы учащимся.
Обнаруживается ряд до сих пор неизвестных явлений: тесные связи звуков и процессы тесных связей.
Эти связи между соседствующими звуками гаммы, отличающимися друг от друга четвертью тона или даже еще меньшим диапазоном, могут быть еще названы тесными диссонансами, но они обладают особыми свойствами, которых лишены обычные диссонансы.
Тесно связанные между собой звуки вызывают у людей необычные ощущения.
Вибрирование этих звуков, как правило, действует возбуждающе.
В таких процессах большую роль играют удар различной силы, интерференция звуков, подобная интерференции света.
Вибрирование тесно связанных между собой звуков, его ход (развитие), многообразность его игры обладают куда большей возможностью, чем обычная музыка «изобразить» свет, краски и все живое. Легче также достигается лирическое настроение.
Посредством этих тесных связей создаются также музыкальные картины из особых красочных плоскостей, переплавляющихся в бегущую гармонию, подобную новой живописи.
Музыка свободных звуков
Возможен большой прогресс в музыке в том случае, если художник, не связанный нотами, сможет использовать любые промежуточные пространства, например, одну третью или даже одну тринадцатую тона.
Эта музыка предоставляет полную свободу вдохновению и обладает уже названными выше преимуществами природной музыки: она может передавать как субъективные переживания, так и лирику настроений, страстей, а также иллюзии природы.
Практическое исполнение свободной музыки
Слушатели:
Очень многие ошибаются, полагая, что даже четверти тонов трудно различимы. Опыт свидетельствует, что все слушатели их легко различают.
Восьмые — различаются не всеми слушателями. Тем сильнее впечатление от них, так как полуосознанные и непонятные ощущения активно воздействуют на души людей. Исполнение:
Исполнение свободной музыки очень просто. Как и произведения с четвертью тонами, свободные импровизации могут исполняться на контрабасе, виолончели и некоторых духовых инструментах. Их можно петь. При этом никаких изменений, никаких искажений.
Арфа может соответствовать одной четверти и другим частям тона. Лучше всего использовать «хроматическую» арфу.
Гитара, цитра, балалайка и т.д. нуждаются в дополнительных грифах.
Фортепиано также может соответствовать требованиям свободной музыки, тогда только нужно сократить число октав и рисунок его клавиатуры утратит свое значение. Чтобы избежать этого, можно соорудить «два этажа» боковин, клавиатуры.
До какой-то степени и другие инструменты легко используются и изменяются.
Для исследования явлений свободной музыки проще всего взять стеклянные бокалы или стаканы и наполнить их водой до разного уровня. Легко изготовить дома и ксилофон. Запись свободной музыки:
Нотная система остается почти без изменений. Первое время необходимо лишь прилагать обозначения одной четвертой тона.
В настоящее время импровизации свободных звуков можно записывать на граммофонные пластинки.
Кроме того, их можно воспроизвести с помощью рисунков с восходящими и нисходящими линиями.
Примечания
1. Кульбин Николай Иванович (1868—1917) — приват-доцент петербургской Военно-медицинской академии, увлекался психиатрией, живописец-самоучка, был тесно связан с братьями Д. и В. Бурлюками. Часто выступал с лекциями и докладами о новом искусстве. Первым значительным мероприятием Кульбина была организация «Выставки современных течений» (Санкт-Петербург, Пассаж, 1908), в которой приняли участие уже признанные мастера — А. Бенуа, Л. Бакст, Ю. Билибин и «молодежь» — Н. Кульбин, А. Экстер, А. Лентулов, Д. и В. Бурлюки, чьи работы отличал повышенный интерес к описанию психологических состояний или «настроений». Весной 1909 г. Кульбин организует еще более представительную выставку «Импрессионисты», в 1910 — выставку художников группы «Треугольник», только что им организованной и вскоре распавшейся. Кроме того, Н. Кульбин участвовал в выставке «Бубнового валета», в том же году (1912) Общество поощрения художеств Петербурга устроило персональную выставку его произведений.
В 1908 г. Кульбиным была прочитана лекция на тему «Современные течения в искусстве», в 1909 г. в зале Тенишевского училища — «Свободное искусство как основа жизни», на Всероссийском съезде художников (1911) сделал доклад на тему «Гармония, диссонанс в искусстве и в жизни», в феврале 1912 г. в зале Политехнического музея в Москве — «Новое искусство как основа жизни».
Первые статьи Кульбина появились в печати в 1909 г., в 1910 г. на русском, немецком и французском языках вышла небольшая книжечка «Свободная музыка. Применение новой теории художественного творчества в музыке» (СПб.), в 1911 г. — «Музыкальная антология» («Свободная музыка»), в 1910 г. — сборник статей «Студия импрессионистов», в который вошли графические работы и иллюстрации художников — участников одноименной выставки, «Заклятие смехом» В. Хлебникова, «Представление любви» — монодрама Н. Евреинова, которой было предпослано введение Кульбина, и им же были выполнены к ней иллюстрации, прозаические и поэтические произведения Бурлюков.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |