Заключение
Коммуникативная стратегия в изобразительном искусстве русского авангарда обусловлена сущностными чертами эпохи и представляет собой многомерное явление. Глубокий внутренний излом в мироощущении авангардистов, стремление к полноте и цельности в пространстве «осколочности» современной культуры, редукционизм, — способствовали перемещению точки зрения с внешнего мира во внутреннее пространство, в котором можно действовать в полноте своего существования. Тем самым, в авангардизме обозначился параллелизм той линии мысли, которая была выработана в философии Декарта и которая затем получила развитие в феноменологической философии.
С семиотической точки зрения, культуре авангарда соответствует автокоммуникативный тип коммуникации, когда автор создает сообщение для самого себя и его основной целью является репрезентация своего внутреннего мира. Полное отсутствие референции в авангардизме, способствует разрушению классической для семиотики модели коммуникации, когда сообщение не претерпевает значительных изменений в процессе обмена. Тем самым, ставится под вопрос устойчивость знака, как двустороннего образования, что определяет специфику языка авангардизма. В основе языка авангардизма, — «остранение» от конвенциональных механизмов восприятия, что прочитывается, как опыт «внутреннего самоистолкования».
Примером опыта «внутреннего самоистолкования», который может быть понят, как автокоммуникативность, является творчество В. Кандинского. Как искусство, так и экзистенциальный опыт художника целиком сосредоточен во внутреннем мире, что приводит его к формулировке принципа «внутренней необходимости». Особенностью коммуникативной стратегии Кандинского, является антиномичность внешнего и внутреннего, которые истолковываются художником через противопоставление знака (полотна-изображения) и символа (картины), которая, в отличие от полотна-изображения обладает метафизическими качествами. Проблема понимания внутреннего символического смысла творчества художника, связана, таким образом, с опытом феноменологического понимания искусства.
В феноменологическом понимании художественной коммуникации, современное визуальное искусство рассматривается как направленность к внутреннему монологу. Такой взгляд на искусство предопределен утверждением Гуссерля, о том, что коммуникативный акт обладает исключительно указательной функцией, тогда как выражения могут осуществляться только во внутренней речи, в самонаправленности.
Подобная постановка вопроса говорит о значимости позиции реципиента, который с точки зрения герменевтики, «завершает» произведение в акте понимания. Понять, — значит увидеть то, на что указал автор, увидеть, однако, в опыте своего собственного мировидения. Именно в этом смысле, произведение современного искусства является «открытым». Оно открыто для понимания.
В процессе выявления коммуникативной стратегии в изобразительном искусстве русского авангарда, обнаружилась общность понятий, — автокоммуникация, автореференция, самоистолкование, «пространство одинокой ментальной жизни», самопонимание и самопознание. Это подтверждает вывод о том, что коммуникативная стратегия авангардизма характеризуется направленностью к внутреннему измерению. Автокоммуникация, автореференция, и самопонимание, реконструирующие всю цепь последовательности: автор, — произведение, — реципиент, прочитываются в данном контексте не просто как отдельные семиотические и герменевтические ключи к пониманию «загадочного» текста; они демонстрируют внутренние механизмы создания текста и предлагают потенциальному зрителю возможность увидеть текст изнутри.
Нашел подтверждение вывод о том, что развитие философско-теоретических исследований в начале 20 века, совпадает с ходом развития самого искусства. Современное искусство показало философии путь ухода от репрезентации. Устремленность к постижению внутреннего смысла в пространстве искусства предопределило то, что язык современного искусства, предпочитающий монолог диалогическому общению, во многом тождественен языку философии, а современная живопись более всего соответствует феноменологическому освоению мира.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |