Тезисы к докладу «Основные элементы живописи»
1. Для науки об искусстве живописное произведение (в узком смысле слова — картина) есть определенное явление мира, подлежащее исследованию аналитическому и синтетическому.
2. Картина относится к явлению мира духовного.
3. Картина есть явление, воздействующее на зрителя внутренним содержанием через сумму внешних выражений — форму.
4. Внутреннее содержание состоит из трех элементов:
Б — -"- народности и времени и
В — -"- чисто художественного — абстрактный.
5. В исторической перспективе последовательно отпадают 1-й и 2-й элементы; 3-й существует, пока существует произведение, почему он и может быть назван условно "вечным".
6. Форма есть внешнее выражение внутренней сущности средствами и элементами данного искусства... Или она есть сумма элементов в их внешней и внутренней организации.
7. Способ внешнего планомерного и закономерного сопоставления элементов в произведении есть конструкция.
8. Способ внутреннего построения живописного существа или конструктивно организованный основной замысел произведения есть композиция.
9. Содержание есть внутренняя сущность организованных живописных элементов в их суммарном воздействии.
10. Произведение есть материализованная композиция.
11. Способы выражения содержания познаются анализом средств выражения или анализом форм в широком смысле.
12. Форма распадается на:
Б — материал материальный (элементы)
В — обработка материала
Г — способы применения материала
Д — организация материала: внутренняя по замыслу, внешняя по исполнению.
13. За пределами изучения формы остается некий X, как бы не поддающийся точному наблюдению, а следовательно, и анализу, что не исключает необходимости применить все научные способы для выявления и изучения этого Х-а.
14. Формою в живописи является:
2) краски и материальная плоскость (элементы)
3) связующее вещество и т. п. приготовления, грунт и его виды
а) приготовление краски — пигмент
б) холст, дерево, металл, стекло, бумага
в) способы связи краски с грунтом
4) фактура в рисунке и живописи.
15. Соответственно отдельным вопросам формы научное исследование произведений должно распадаться на:
б) изучение способа их применения как в отдельности, так и в общем построении — вопрос конструкции
в) подчинение элементов и общей конструкции основному замыслу — вопрос композиции.
16. Основными элементами искусства должны быть признаны элементы, без которых ни одно произведение данного искусства немыслимо ни в реальности, ни в отвлечении.
17. Элементы, наблюдаемые в произведениях с большей или меньшей постоянностью, но не всегда в них заключенные, должны быть названы привходящими.
18. Основными элементами живописи являются пространство и цвет. Пространство, которым реально оперирует живопись, есть пространство плоскостное, получающее иногда иллюзию объема (иллюзорное пространство).
19. Среднее положение между элементами основными и привходящими занимает время.
20. Изучение основных элементов живописи должно вестись приемами физико-психологическими.
21. Форма живописи распадается на рисуночную (рисунок) и цветовую (цвет).
22. Рисуночная форма по определению внешнему есть отграничение пространства на плоскости.
23. Рисуночная форма по определению внутреннему есть внешнее выражение внутренней сущности определенного отграниченного пространства.
24. Цветовая форма по определению внешнему есть включение цвета в пространство.
25. Цветовая форма по определению внутреннему есть внешнее выражение организованной внутренней сущности цвета.
26. Рисуночная форма сводится к трем элементарным видам:
а. точка, б. линия и в. плоскость.
27. Точка внешне есть минимальная величина на плоскости, внутренне — выражение абсолютной сдержанности.
28. Линия есть точка в результате ее движения, подчиненного различным силам, что и определяет сущность и характер отдельных линий.
29. Главными свойствами выразительности линии являются:
б — движение ее и его характер
в — направление движения линий.
30. Точка и линия представляют из себя язык графики — чертежной и свободной — в узком смысле.
31. Плоскость есть замкнутая линия.
32. Плоскости распадаются на:
б — геометрически сдвинутые и
в — свободные.
33. Точка, линия и плоскость — язык графики в широком смысле.
34. Элементы имеют абсолютную и относительную ценность.
35. Абсолютная форма мыслится отвлеченно, вследствие чего ценность формы относительна.
36. Тремя простыми геометрическими формами являются треугольник, квадрат и круг; производными — трапеция, параллелограмм и эллипс.
37. Плоскости, не имеющие геометрического происхождения или не открывающие геометрического корня, должны быть названы свободными.
38. Треугольник есть наиболее устойчивая геометрическая форма с высшим выражением остроты.
39. Круг есть наиболее неустойчивая форма с полным отсутствием остроты. Он — высшая углубленность.
40. Квадрат занимает среднее место между треугольником и кругом, обладая большим излучением, чем круг, и большей углубленностью, чем треугольник. Он — высшее внутреннее движение.
41. Относительность ценности рисуночных форм выявляется в сопоставлении с другими, а также и с реальной плоскостью, на которой они живут.
42. Внутренние качества материальной плоскости и ее частей определяют относительную ценность изолированной формы, а также и всей суммы форм, т. е. являются средствами композиции.
43. Введение цвета соответствует музыкальной оркестровке (тембр дается фактурой).
44. Цвет дает внутренние переживания через внешнее раздражение.
45. Внутренние переживания не могут быть объяснены ассоциативными представлениями, так как последние не умещают всех видов переживаний.
46. Цвет передает представления слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные.
47. Цвет воздействует физиологически и психологически.
48. На психическом переживании цвета основана возможность живописного языка.
49. Цвет должен быть изучаем:
б — как он наблюдается в природе
в — каким он является в материале живописца — в форме красок.
50. Виды цвета распадаются на три группы:
Б — Производные из них: зеленый, оранжевый, фиолетовый
В — Смешанные или свободные.
51. Белый и черный цвета занимают изолированное положение, которому нет соответствия в рисуночной форме.
52. Основные и производные цвета дают отклонение к теплу и холоду, усветлению и утемнению. Отсюда два противоположения :
б) белое и черное — второе противоположение.
53. Природа производных цветов определяется суммированием и комбинацией природ основных цветов. Отсюда два противоположения:
г) оранжевое и фиолетовое — четвертое противоположение.
54. Желтое есть высшее внешнее движение и острота, почему и соответствует треугольнику.
55. Синее есть высшее углубление, почему и соответствует кругу.
56. Красное есть высшее внутреннее движение, почему и соответствует квадрату.
57. Описание свойств элементов словом, ассоциацией (средствами искусств, например, живопись музыкой) является лишь мостом к тому плюсу, который есть душа данного элемента.
58. На отдельных плюсах отдельных искусств основывается незаменимость одного искусства другими и возможность суммарного воздействия плюсов, т. е. возможность синтетического монументального искусства.
59. Наука о синтетическом искусстве должна быть основана на сравнительном изучении элементов отдельных искусств, приемов их конструкции и исследовании законов композиции этих искусств.
60. Во всех искусствах наблюдается эволюционный переход к выражению чисто художественного содержания при помощи чисто и исключительно художественных внешних средств выражения.
61. Можно предположить, что первым чистым синтетическим произведением будет сочетание внутренних ценностей цвета, звука и движения — живопись, музыка и танец.
Комментарии
Впервые: Тезисы к докладу "Основные элементы живописи" / Публ. Т.М. Перцевой // Вопросы искусствознания. 1994. №1. С. 300-305.
1 сентября 1921 г. Кандинский выступил в ГАХН с докладом "Основные элементы живописи". Доклад касался вопросов о сущности художественного произведения, его внутреннем содержании и форме, о точке, линии и плоскости, о цвете, о синтетическом искусстве. Ранее эти вопросы были поставлены и сформулированы в теоретических статьях 1912-1914 гг. и в книге "О духовном в искусстве". Многие положения были в дальнейшем более детально разработаны в книге "Точка и линия на плоскости" (1926).
Художник И.В. Юнон в своих воспоминаниях утверждает, что термин "элементы искусства живописного" впервые был употреблен именно им в статье "Об основных элементах искусства живописи", написанной в 1919-1920 гг. Статья была передана, по его словам, Кандинскому для публикации, но не была напечатана. См.: Сарабьянов А.Д. Жизнь и творчество И.В. Клюна // Клюн И.В. Мой путь в искусстве: Воспоминания. Статьи. Дневники. М., 1999. С. 26-27.
Н.Б. Автономова
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |