Приложение № 3
Приложение № 3 (ср. примеч. 6 к нашему изданию русской версии 1910 г.). Текст в немецких изданиях (П). Вторая его часть (начиная с середины третьего параграфа) приводится в переводе Кандинского для русского издания 1914 г. (А).
А. Общее
I. Введение
Большое, очень большое, меньшее или средней величины здание разделено на различные комнаты. Все стены комнат завешаны маленькими, большими, средними полотнами. Часто несколькими тысячами полотен. На них, путем применения красок, изображены куски "природы"1: животные, освещенные или в тени, пьющие воду, стоящие у воды, лежащие на траве; тут же распятие Христа, написанное не верующим в Него художником; цветы; человеческие фигуры — сидящие, стоящие, идущие, зачастую также нагие; много обнаженных женщин (часто данных в ракурсе сзади); яблоки и серебряные сосуды; портрет тайного советника Н.; вечернее солнце; дама в розовом; летящие утки; портрет баронессы X.; летящие гуси; дама в белом; телята в тени с ярко-желтыми солнечными бликами; портрет Его Превосходительства Y.; дама в зеленом. Все это тщательно напечатано в книге: имена художников, названия картин. Люди держат эти книги в руках и переходят от одного полотна к другому, перелистывают страницы, читают имена. Затем они уходят, оставаясь столь же бедными или столь же богатыми, и тотчас погружаются в свои интересы, ничего общего не имеющие с искусством. Зачем они были там? В каждой картине таинственным образом заключена целая жизнь со многими муками, сомнениями, часами вдохновения и света.
Куда направлена эта жизнь? К каким сферам взывает душа художника, в том случае, если и она участвовала в творчестве? Что она хочет возвестить? "Призвание художника — посылать свет в глубины человеческого сердца", — говорит Шуман. "Художник — это человек, который умеет все рисовать и писать красками," — говорит Толстой2.
Когда мы думаем о только что описанной выставке, то нам приходится выбрать второе из этих двух определе-ний деятельности художника. На полотне с большим или меньшим уменьем, виртуозностью и блеском возникают предметы, которые находятся в более или менее грубом или тонком "живописном" взаимоотношении. Гармонизация целого на полотне является путем, ведущим к созданию произведения искусства3. И смотрят на него холодными глазами и полной безразличия душой. Знатоки удивляются "технике" (как удивляются хождению по канату), наслаждаются "живописью" (как наслаждаются паштетом).
Голодные души уходят голодными.
Огромная толпа плетется из залы в залу и находит картины "милыми" и "чудесными". Человек, одаренный силой слова, ничего не сказал человеку, и тот, кто мог бы услышать, не услыхал ничего.
Это уничтожение внутреннего звука, который есть жизнь краски, это расшвыривание сил художника в пустоте и есть "искусство для искусства"4.
Художник ищет и находит5 материальную награду за свое умение, находчивость и восприимчивость. Его целью делается удовлетворение тщеславия и жадности. И вместо углубленной общей работы художников создается борьба из-за этих наград. Поднимаются жалобы на чрезмерную конкуренцию и перепроизводство. Вражда, партийность, зависть, ненависть, интриги делаются плодами этого лишенного цели материалистического искусстваI.
Зритель спокойно поворачивается спиной к тому художнику, который в своем лишенном смысла искусстве не видит цели своей жизни, но стремится к высшим целям6. "Понимание"7 есть только достижение зрителем точки зрения художника. Выше было сказано, что искусство есть дитя своего времени. Подобное искусство способно только к художественному повторению того, чем ясно наполнена атмосфера данного времени. Такое искусство, которое не носит в себе скрытых возможностей будущего, которое, значит, есть только дитя своего времени и никогда не поднимется до материнства будущего, есть кастрированное искусство. Его жизнь коротка, и смерть его наступает в тот момент, когда атмосфера, его создавшая, меняется.
Примечания
I. Немногие одиноко стоящие исключения не уничтожают этой безнадежной и роковой картины. И этими исключениями являются в большинстве художники с тем же кредо "l'art pour l'art". Они служат высшему идеалу, который в общем не что иное, как бесцельное уничтожение их искусства. Внешняя красота есть один из элементов, создающих духовную атмосферу. Но этот элемент, обладая и положительной стороной (потому что Прекрасное — Доброму), страдает недостатками не использованного до края таланта (талант в смысле евангельском).
Комментарии
1. Ср. ироническое описание Кандинским "мюнхенской школы живописи" в "Письме из Мюнхена", напечатанном в "Аполлоне" (1910. № 4. Янв.).
2. Толстой Л.Н. Что такое искусство? М, 1898. Ср. аналогичную ссылку на Толстого в статье "Критика критиков" (1901).
3. Далее перевод Кандинского по А.
4. Ср. статью "Куда идет "новое" искусство", где Кандинский специально выделяет "русских художников "Мира Искусства" (особенно москвичей)".
5. В П отсутствуют слова "и находит".
6. В П — абзац.
7. В П слово "понимание" выделено курсивом.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |