Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество

На правах рекламы:

Карепрост careprost - это препарат предназначенный для улучшения роста ресниц и бровей.

• Контроль качества специй .

Пряности и специи в пачках являются продуктами растительного происхождения, которые обладают сильным пряным ароматом и часто резким, жгучим вкусом. Они улучшают вкусовые достоинства пищи и способствуют ее усвоению, так как являются катализаторами многих ферментативных процессов и активизируют обмен веществ в целом. Специям принадлежит большая роль в выведении из организма шлаков и повышении защитных функций организма. Последнее объясняется тем, что они проявляют бактерицидные и антиокислительные свойства. Этим же объясняется их консервирующее действие при добавлении к пищевым продуктам. Некоторые пряности и их компоненты проявляют лечебные свойства, и их используют для приготовления различных лекарств.

Наиболее часто встречающимися дефектами специй являются недостаточно выраженные аромат и вкус, посторонние запахи и привкусы, повышенное содержание органических и минеральных примесей, наличие лома и крошки в количестве выше допустимых норм, крупность помола.

 

Как узнать размер бриллианта, зная его вес в каратах? . Размер бриллианта — это первое, на что обращает внимание человеческий глаз. Прежде всего, на размер влияют вес бриллианта и форма его огранки. Но оказывается, что размер бриллианта также зависит от качества обработки алмаза и превращения его в бриллиант. На страницах энциклопедии о бриллиантах приведена таблица с размерами бриллиантов в каратах и примеры одинаковых по весу круглых бриллиантов с разным качеством огранки и отличающимися размерами.


В. Абрамов. «В. Кандинский среди других мастеров "утраченного" авангарда»

Судьба вела В. Кандинского по малым и большим городам Европы. Но в круговороте постоянных странствий был город, где прошли его детство и ранняя юность, куда он неизбежно возвращался. Это Одесса. Сюда будущий художник переехал в 1871 г. с родителями из Москвы. Учился в III-й гимназии (1876—1885). Затем, после окончания Московского университета, резко повернул от занятий наукой к искусству. Обучаясь живописи у А. Ашбе в Мюнхене, в 1898 году дебютировал своими произведениями на выставке Товарищества южнорусских художников в Одессе. В течение 14 лет он регулярно экспонировал свои работы на выставках в Одессе, показав в общей сложности более 200 работ, относящихся к самому напряженному и плодотворному периоду его творчества. В Одессе В. Кандинский опубликовал три своих теоретических статьи: «Куда идет «Новое искусство» (1911), «Содержание и форма» (1911), «О понимании искусства» (1914). Его контакты с Одессой продолжались и после его окончательного отъезда из России в декабре 1921 года.

Казалось бы, в Одессе должен был оставаться значительный корпус работ художника. Однако в собрании Одесского художественного музея лишь четыре небольших ранних пейзажа мастера. В настоящей статье речь пойдет еще об одной работе, которая могла бы, сохранившись, украсить собрание музея.

Объект нашего исследования — фотография из архива Одесского художественного музея, воспроизводящая интерьер одного из залов музея. На стенах — экспозиция, состоящая из одиннадцати произведений живописи. Достаточно беглого взгляда, чтобы определить, что все работы выполнены художниками классического авангарда. Не составляет труда и определить, что все произведения в настоящее время в музейном собрании отсутствуют. Снимок ставит ряд вопросов: это временная выставка? время ее проведения? авторы, названия работ, размеры, техника исполнения? дальнейшая судьба произведений?

Надпись на обороте фото — «Выставка подарков, полученных из музеев Москвы и Ленинграда» — позволяет ответить на первые из вопросов. В течение 1927 и 1928 гг. в Одессу с целью пополнения собраний музеев отдельными партиями поступило около 400 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства отечественных и зарубежных мастеров. Об этом свидетельствуют сохранившиеся разрозненные акты передач (Архив ОХМ), среди которых Акт № 854 от 11 января 1927 г., согласно которому, на основании разрешения Музейного отдела из Центрального хранилища Государственного музейного фонда (бывший Новодевичий монастырь) Одесскому музею через заведующего Ц.С. Эмского-Могилевского1 было выдано 29 произведений живописи русских и западноевропейских художников. Под № 4 акта значится работа В. Кандинского «Беспредметное» (размеры не указаны, но отмечено, что в Музейный фонд работа поступила из Берлинской выставки, а также проставлен инвентарный номер Музейного фонда — 6166).

Спустя год, 6 января 1928 г. Ц.С. Эмский-Могилевский, согласно Акту № 108 (рукопись), получает из фонда Московского музея живописной культуры2 через заместителя заведующего П.В. Вильямса3 пятнадцать произведений живописи. Размеры работ и техника исполнения в акте не указаны, но проставлены инвентарные номера Музея живописной культуры. № 1. Лентулов, «Геленджик» (406); № 2. Гончарова, «Девочка с собакой» (394); № 3. Гончарова, «Жатва» (450); № 4. Лентулов, «Городской вид» (475); № 5. Лентулов, «Церковь» (411); № 6. Бурлюк Д., «Поселок на Урале» (333); № 7. Синезубов, «В кабачке» (57); № 8. Меньков, «Живописная композиция» (381); № 9. Попова, «Архитектоника» (224); № 10. Бурлюк Д., «Пейзажи» (38); № 11. Меньков, «При электрической лампе» (457); № 12. Малевич, «Супрематизм» (1296); № 13. Грищенко, «Пейзаж» (443); № 14. Малевич, «Жнец» (424); № 15. Попова, «Архитектоника» (номер не указан). Отметим попутно, что ряд произведений художников авангарда приобретались в Одессе. К примеру, согласно акту от 21 мая 1927 года, Государственный художественный музей (ныне Одесский музей западного и восточного искусства) передает купленные у гр. М. Локшица в 1926 г. на хранение в Музейный фонд 13 произведений Александры Экстер.

Комплектование музея произведениями художников авангарда нашло отражение в одесской периодике тех лет. «Вечерние известия» (22 февраля 1928 г.) отмечали: «...Из Музея живописной культуры в Одессе представлено 15 вещей, в том числе работы современных левых мастеров: Лентулова, Бурлюка, Малевича, Кандинского...». Та же газета (20 мая 1928 г.) в статье «Что получила Одесса из столичных музеев» писала: «Народно-художественный музей закончил разборку десятков ящиков, в которых прибыли ценные музейные вещи из Москвы и Ленинграда. . Впервые в одесских музеях будут представлены левые русские мастера начала 20 века Лентулов, Бурлюк, Малевич, Попова, Грищенко, Гончарова.». И наконец, та же газета (20 октября 1928 г.) — «Дар к Октябрю» — дает краткий обзор выставки: «Представлено 400 экспонатов. Коллекция левых во главе с Бурлюком, Попова, Кандинский, Синезубов и др.». Таким образом, рассматриваемое фото — часть экспозиции выставки, проходившей в октябре-ноябре 1928 года.

И еще один документ, без которого невозможно перейти к конкретному рассмотрению работ, воспроизведенных на фотографии. Спустя два года после проведения выставки — 7 апреля 1930 года — ряд произведений художников авангарда были переданы во временное пользование из Народного художественного музея Одесскому государственному музею. В отличие от предыдущих актов передачи, этот документ указывает размеры и технику исполнения работ.

1. Гончарова Н. «Жатва» 101x95 м., x. 1016
2. Лентулов «Город-вид» 99x100 _"_ 1017
3. Лентулов «Церковь» 71x54 _"_ 1018
4. Синезубов «В кабачке» 70x6 _"_ 1020
5. Меньков «Живописная композиция» 29x7 _"_ 1021
6. Попова «Архитектоника» 71x54 _"_ 1022
7. Меньков «При электрической лампе» 65x54 _"_ 1024
8. Малевич «Супрематизм» 57x53 _"_ 1025
9. Грищенко «Пейзаж» 58x53 _"_ 1026
10. Малевич «Жнец» 71x107 _"_ 1027
11. Попова «Арxитектоника» 44x53 _"_ 1028
12. Кандинский «Беспредметное» 177x133 _"_ 1032
13. Лентулов «Пейзаж» (Геленджик) 87x96 _"_ 1014
14. Гончарова «Девочка с собакой» 117x97 _"_ 1015
<...>

Исходя из размеров, на фотографии на правой стене в центре вверху работа В. Кандинского, названная во всех приведенных выше документах, — «Беспредметное». Справа и слева от нее работы Лентулова. На левой стене верхняя справа работа Н. Гончаровой «Девочка с собакой», под ней две работы Л. Поповой «Архитектоника», и левее внизу работа Менькова «При электрической лампе».

Но вернемся к двадцатому году. Близко знавший Кандинского по совместной работе в Московском университете и в Институте художественной культуры критик и историк искусства А. Сидоров писал в конце 1920-го года: «Весьма интересной была за последнее время деятельность В.В. Кандинского, художника с общеевропейской репутацией, давшего в ряде выступлений печатных (книга о нем была выпущена в 1918 г. отделом ИЗО) и общественных — крайне существенное и интересное обоснование «беспредметному» творчеству. В 1918 г. художником не написано ни одной картины, в 1919 — 6, 1920 — 9. Писать приходится урывками, нередко по вечерам при искусственном освещении, мешает отсутствие сильных лампочек, _ все это очень типично. В. Кандинский служит в отделе ИЗО, заведует Музеем живописной культуры, принимает ближайшее участие в работах Института художественной культуры, программа деятельности которой им выработана для летней конференции художественных мастерских. В последних он состоит профессором, находит, кроме того, время для литературный работ: характерная трудовая страда художника Советской России»4.

Таким образом, рассматриваемая нами работа «Острие» — одно из девяти произведений живописи, выполненный Кандинским в 1920-м году. На самом деле ее название иное, а именно — «Парящее острие». Согласно записи В. Кандинского в его «домашнем» каталоге (ныне сохраняется в фонде В. Кандинского в Музее современного искусства Центра Ж. Помпиду (Париж), под № 228 значится — «Парящее острие», 1920 г., холст, масло, 136x179 (разница в размерах, указанная в актах и в записи В. Кандинского, скорее всего, зависит от обмера работы в узкой раме или без нее).

Впервые в литературе о В. Кандинском это произведение указано и репродуцировано в работе первого биографа художника историка искусств Вилли Громмана (Will Grohmann) (1887—1968)5. Согласно его данным и данным «домашнего каталога» В. Кандинского, художник первоначально решал как подготовительную работу к последней из своих композиций — «Композиции VIII», однако в финальной версии «Композиции VIII» (1923) кардинально изменил композиционное и колористическое решение.

Он же и отмечал, что после 1922 года местонахождение этого произведения неизвестно. Позже произведение было зафиксировано в фундаментальном двухтомном каталоге-резоне произведений масляной живописи В. Кандинского, составленным Г. Ройтелем и Ж. Бенджамином6.

Впервые после создания произведение В. Кандинского было показано в Москве на XIX Государственной выставке Всероссийского центрального выставочного бюро в октябре 1920 г., проходившей в залах на Большой Дмитровке, 11. В каталоге этой выставки под № 15 она отмечена под названием «Острия». На выставке было представлено более 50 произведений художника, собранных в отдельном зале7. Фотография экспозиции работ В. Кандинского широко известна, и на ней во втором ряду справа видна работа «Острия». Московский художник и критик Д.И. Мельников в обзоре XIX выставки, давая противоречивую оценку произведениям В. Кандинского, отметил, что «у входа в комнату Кандинского находилось печатное предисловие автора»8 . Текст этого предисловия до настоящего времени не обнаружен. В нем могла содержаться информация Кандинского о работе «Острия». Очевидно, это произведение было закуплено государством9. В 1922 году, уже после отъезда художника в Германию, произведение оказалось на «Первой русской художественной выставке в Берлине» в галерее Ван Димена, проходившей с 15 октября 1922 г., затем выставка переместилась в Стеделик-Музей (Амстердам), где проходила в апреле-мае 1923 г.

Именно участие работы в Берлинской выставке и отмечено в упоминаемом нами выше акте передачи работы в Одессу от 11 января 1927 г.

После того как в 1930 году работа была передана в Одесский государственный художественный музей, она вновь всплывает в экспозиции Галереи нового искусства, Сабанеев мост, 4 (эта галерея была в середине 30-х годов одной из структур Государственного художественного музея). Единственное свидетельство этому находим в «Адресно-справочной книге Одесской области» за 1935 г. (с. 98) — «В Галерее нового искусства... находятся работы крайних левых формалистов: Экстер, Поповой, Малевича, Кандинского».

Определение — крайние левые формалисты — весьма характерно. Именно в эти годы начинается жесткая идеологическая борьба с формализмом, часто приводящая к уничтожению произведений искусства. Дальним отголоском этих драматических событий является заметка в журнале «Малярство i скульптура». «Можно сказать, что ни на одном участке социалистического строительства на Украине враги народа так не навредили, как в области музейного дела. Враги устраивали вредительские экспозиции. Вредительской была экспозиция одесского музея, где орудовал враг Эмский»10.

Когда и при каких обстоятельствах произведения авангарда, «остановленные» на нашей фотографии, исчезли, — вопрос дальнейших разысканий. Отметим лишь, что из всех упоминаемых нами работ в собрании Одесского художественного музея сохранилось только произведение художника Николая Синезубова (1891—1956) «В кабачке» х., м., 1919. На обороте работы наклейка Отдела изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения. Такие же наклейки должны были быть на всех утраченных работах. Как отмечал один из исследователей Н. Синезубова, он «отвергал крайности авангарда, но не отказывал от контактов с левыми»11. «Кабачок» Синезубова сохранился, видимо, потому, что в отличие от работы Кандинского или произведений Л. Поповой и К. Малевича, был фигуративен.

Мы проследили историю лишь одного из многих произведений. Об остальных работах, воспроизведенных на фотографии, поговорим в другой раз.

Примечания

1. В те годы Одесский художественный музей именовался «Народный художественный музей». Эмский-Могилевский Цвий Савельевич. Род. в 1887 г. В конце 1937 г. был расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности.

2. Музей живописной культуры в Москве существовал с 1919 по 1929 гг. // С. Джафарова. «Музей живописной культуры». Великая утопия. Русский и советский авангард 1915—1932. — М.: 1993. — С. 84—96.

В. Кандинский был одним из основателей и заведующим этим музеем с июня по октябрь 1919 г.

3. Вильямс Петр Владимирович (1902—1947) — живописец, художник театра, график.

С 1918 по 1924 гг. учился во ВХУТЕМАСе. Одним из его преподавателей был В. Кандинский. В 1928 г. — заместитель заведующего Музея живописной культуры.

4. Д.И. М., А.А. С. (Мельников Д., Сидоров А. — Абрамов В.) Что делают русские художники // Творчество. — М., 1920. — № 11—12. — С. 45.

5. Grohmann Will. Wassily Kandinsky. Life and work. New York and London, 1958, p. 333.

6. Kandinsky. Catalgue Raisonne of the oil — Paintings Hans K. Roethel and Jean K.Benjamin. Sotheby Publcation V. II. 1987, p. 619.

7. Полный перечень произведений В. Кандинского на выставке см.: I. Lebedeva, V. Abramov. Chronologie des expositions en Russie. Kandinsky et la Rysse. Fondation Pierre Gianadda. 2000. — p. 292, 293.

8. Мельников Д. По поводу левой живописи на XIX Государственной выставке // Творчество. — М., 1920. — №7—10. — С. 42—44.

9. Существует ряд попыток восстановления информации о продажах и передачах в столичные и провинциальные музеи произведений В. Кандинского в 1918—1921 годах. См. Крусанов А. Русский авангард. 1907—1932. Исторический обзор. — М., 2003. — Т. 2. — С. 240 и далее; Турчин В. Кандинский в России. — М., 2005. — С. 344 и далее. Тем не менее, «Острие» в них не значится.

10. С. Кр-ць. Музеї України. // Малярство i скульптура. — 1938. — Квiтень. — С. 19.

11. Берман Б. Николай Синезубов // Творчество. — 1981. — №11. — С. 17—19.

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика