Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество


Приложение № 11

Приложение № 11 (ср. примеч. 82 к нашему изданию русской версии 1910 г.). Новый текст в немецких изданиях (П) и в русской версии 1914 г. (А). Приводится по русской версии 1914 г. (А).

И здесь опять приходится обратиться к примеру с роялью. Вместо "краска" и "форма" мы ставим здесь "предмет". Каждый предмет (без различия: т. е. создан ли он непосредственно "природой" или человеческими руками) есть не что иное как определенное существо со свойственной ему жизнью и вытекающим отсюда воздействием1. Немало последствий этого воздействия так и остаются в области "подсознания" (где они проявляют свое воздействие не менее жизненно и творчески). Немало этих последствий поднимается и в область "сверхсознания". Человеку дано при помощи замыкания своей души освобождаться от доступа в него многих таких воздействий. "Природа", т. е. постоянно изменяющаяся внешне окружающая человека среда, приводит при помощи клавишей (предметы) струны рояли (душа) в непрестанные колебания. Эти, представляющиеся нам часто хаотическими, воздействия состоят из трех элементов: воздействие краски предмета, его формы и воздействие самого предмета, независимо от его краски и формы.

Но вот на место природы становится художник, располагающий теми же тремя элементами предмета. И мы немедленно приходим к заключению: и здесь решающим моментом является целесообразность. Так становится ясным, что выбор предмета (= созвучащий элемент формальной гармонии) должен исходить исключительно из принципа целесообразного воздействия на человеческую душу.

Следовательно, выбор предмета также покоится на принципе Внутренней Необходимости.

Комментарии

1. В П фраза: "Человек непрерывно подвержен этому психическому воздействию".

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика