«Зеленая» энергия заставляет мир признать себя
Бесспорно, это самый красивый «реванш» в борьбе с нефтью. В свое время, в 1979 году, бразильцы, пытаясь сгладить тяжкие последствия резкого взлета цен на нефть, ударились в производство горючего из сахарного тростника (биоэтанола). Но довольно скоро, в начале 90-х, падение цены на сырую нефть привело часть бразильской индустрии к разорению. На этот раз Бразилия, похоже, выиграла матч: при цене в 50 долларов за баррель бразильский этанол становится конкурентоспособен и теснит черное золото: три четверти новых автомобилей в стране ездят на этаноле — «экологическом» горючем, использование которого позволяет на 30-50% снизить выброс в атмосферу парниковых газов.
Если есть страна, внимательно прислушавшаяся к словам президента Джорджа Буша, то это Бразилия — первый в мире производитель сахарного тростника. К 2025 году США планируют на 75% сократить импорт нефти с Ближнего Востока, найдя ему альтернативу. И эту задачу нельзя считать невыполнимой. Совершенно реальной ее считает Пентагон, по мнению которого к 2030 году США могут заменить треть потребляемого бензина биологическим горючим.
Бразилия, которая уже представляет себя «биотопливной Саудовской Аравией», хочет создать для этого необходимый задел: страна, которая уже сейчас выделяет более 30% площади тростниковых плантаций для производства биогорючего, увеличит ее еще на 15%. Знаменитый хозяин компании Virgin Ричард Бренсон только что объявил о строительстве двух заводов по производству «зеленого» горючего. В интервью журналу Fortune он заявил о намерении составить конкуренцию мировым нефтяным корпорациям.
Как отмечает лондонский трейдер Майкл Оверлендер, эйфория доходит до того, что «сейчас все покупают сахар». В результате за год с небольшим цена на сахар поднялась на 50%, а ее кривая верно следует за графиком роста цен... на нефть. Хеджевые фонды, выслеживающие выгодные сделки подобно лисе, занимают позиции на рынке.
Слова президента Джорджа Буша лишь стимулировали движение капиталов, начавшееся три с лишним года назад. «Новизна состоит в том, что крупные нефтяные компании и такие страны, как США, отнеслись к этому делу всерьез и инвестируют капиталы», — говорит Жан-Кристоф Адорн, консультант и специалист по альтернативным источникам энергии.
Даже Европа, выразившая намерение к 2010 году на 6% заменить бензин «зеленым» горючим собственного производства, хочет ускорить движение. В самом начале февраля Европейская комиссия объявила о пересмотре ранее поставленных целей, признанных слишком скромными.
Но с наиболее смелой инициативой выступила Швеция. Несколько дней назад шведский министр по делам устойчивого развития Мона Саалин объявила о намерении своей страны к 2020 году вообще отказаться от нефти! Страна, в которой 10% биоэтанола смешивается с бензином, рассматривает биогорючее как один из столпов политики нефтяной детоксикации. В частности, Швеция собирается производить биоэтанол из отходов любого природного сырья, в том числе из древесины.
Такую же мечту лелеет коммерческий филиал швейцарской Федеральной спиртовой компании (Alcosuisse). Он хотел бы построить завод по производству биоэтанола из любых видов растительного сырья и отходов, но берется за это лишь при условии, что местный рынок этанола будет защищен квотами: в противном случае швейцарский биоэтанол никогда не сможет конкурировать с бразильским или индийским (парламент должен будет сказать свое слово по этому поводу в 2007 году). В самом деле, если бразильский этанол стоит примерно столько же, сколько и нефть (при цене в 60 долларов за баррель), европейское и американское биогорючее — в два-три раза дороже, чем литр бензина.
Резкого снижения цены можно добиться использованием двух ресурсов: посредством замены субсидий налогом на СО2, распространяющимся на нефтепродукты, и развития генной инженерии, которая позволит существенно снизить себестоимость производства. В первом случае положения Киотского протокола могут вывести биогорючее на уровень, близкий к уровню ископаемых видов горючего. Во втором случае появление новой биотехнологической цепочки позволит увеличить объемы растительного исходного сырья и повысить концентрацию в них сахара, необходимого для производства спирта.