Керамика шинуазри
Открытие морских путей в Азию на исходе XVII века, развитие торговых отношений привело к появлению в Европе моды на китайскую культуру вообще и китайский фарфор, в частности. Через коммерцию происходила ассимиляция культур противоположных концов света (Востока и Запада), что и способствовало зарождению самобытного и невероятно выразительного шинуазри (в переводе с французского - китайщина).
Более столетия керамика из Китая пользовалась очень большой популярностью. Такой, что европейские мастера массово имитировали изделия из китайского фарфора, однако, при этом внося в свои работы собственное видение китайской тематики. В результате появлялись изделия и не совсем в китайском стиле, и не совсем в европейском. Так зарождалось новое направление в керамике – китайщина.
То есть, «шинуазри» – это стиль, полученный в результате творческой переработки мастерами разных стран, в том числе и российскими, китайского стиля. Буквально имитацией его назвать нельзя, поскольку он получил самостоятельное и независимое развитие, синтезируя методы и средства отображения мира и мировоззрения двух культур, европейской и восточной. Например, в классических китайских сюжетах или композициях европейские керамисты часто вместо лаконичного бамбука изображали более яркую и броскую кокосовую пальму, маленькие китайские мандаринские утки заменяли на «европейских» птиц, вместо хризантемы или никем невиданного лотоса – рисовали знакомую всем прекрасную розу. Да и монохромность китайских росписей со временем была разбавлена множеством других цветов.
В свою очередь азиатские мастера чутко отреагировали на запросы и вкусы европейцев и привнесли в свои работы многообразие колористики и причудливость пейзажных композиций, характерные для художественных предпочтений Старого Света. И хотя в самом Китае вначале весьма критично относились к полихромным росписям, со временем именно на их принципах возник стиль Гуанцай.
Таким образом, развивая производство фарфора по китайским мотивам, европейские керамисты очень скоро перешли с уровня копирования на уровень стилизации. Это хорошо просматривается в скульптурно-керамической пластике (на примере статуэток – иногда изящных, иногда гротескных), в посуде для чая и кофе, с тонкой и изящной полихромной росписью и рельефами.
И хотя к началу XIX века страсти по шинуазри утихли, но уже к тридцатым годам следующего столетия стиль возродили художники эпохи ардеко, которые довольно успешно использовали его в своих работах.
Материал подготовлен специалистами мастерской керамики «Русская Майолика»
www.russian-mayolica.ru