Василий Васильевич (1866—1944)
Жизнь и творчество

На правах рекламы:

кресло руководителя

Купить семена рапса на посев — посев семян рапса (lidea-seeds.ru)

danielpervov — на консультацию опытного психолога (danielpervov.ru)



Корреспонденция из Мюнхена

I. Международная выставка Сецессиона1

После некоторых внутренних неурядиц и столкновений молодых членов Сецессиона со "стариками" (в число которых отнесен уже и Ф. Штук2), а быть может, главным образом, вследствие начавшейся конкуренции с Берлином из-за титула "Kunststadt"3, руководители и заправилы Мюнхенского Сецессиона, очевидно, решили в этом году постараться.

После блестящего начала и сравнительно быстрого успеха у наиболее художественной части публики выставки Сецессиона как-то вдруг поблекли. В каталогах по-прежнему стояли те же возбуждавшие живой интерес имена местных художников, а между тем казалось, что по стенам висят "те же", уже давно виденные вещи, только как бы полинявшие, вещи, исходная точка которых вследствие буквального повторения утеряла блеск свежего замысла, в которых темперамент заменился "приемом". Одним из отрадных исключений в этом случае являлся Ludwig Herterich4, который, вопреки своему профессорству, с беспокойством, свойственным большею частью только молодому художнику, отворачивался от своего "успеха" и ставил себе постоянно новые задачи. В то же время Сецессион перестал искать и привлекать на свои выставки иностранцев (ведь ему в свое время был обязан Мюнхен "открытием" шотландцев, русских и скандинавов); в нем стал мало-помалу, из года в год, сильнее застаиваться чисто местный сецессионный воздух, воздух "новой академии".

Благодаря этому начавшемуся застою Мюнхен (die Kunststadt München) лишь в этом году в первый раз видит у себя Зулоагу5. Организаторы выставки позаботились достать у Бременского художественного общества известный, кажется, всему свету портрет актрисы Консуэло (см. репродукцию в "Мире искусства". 1901. № 8-9). В первый же раз мы видели в Мюнхене A de la Gandara6, приславшего портрет президента парижского совета Escudier и "Спящую молодую женщину", вещи, отличающиеся спокойной величественностью и серьезностью рисунка и простой живописи. Сецессион дает нам случай видеть и несколько первоклассных французов: здесь есть "Бурный вечер" Menard'a7, огромная "Процессия" Cottet8, построенная на противоположении целого хора ярких красочных пятен (фигуры в бретонских костюмах, хоругви на солнце) к спокойно обобщенной тени, в которой потонули группы фигур по бокам и весь пейзаж сзади; хороший Blanche9, чудесная небольшая вещь Aman-Jean10 (светлая дама с черным веером) и 12 скучных картонов (рисунки для госпитальной капеллы в Берке) Besnard'a11. Різ англичан мы встречаем прежних постоянных участников Мюнхенского Сецессиона: Austen Brown'a, Brangwyn'a, Greitfenhagen'a, Lavery, Neven du Mont, Alex, Roche12 и т.д., в заключение с обангличанившимся Sauter'ом13, который на этот раз не внес в свой "утренний разговор" уже ни одной краски, кроме серовато-белой и черной, чем и обеспечил себе безусловную гармонию. Кроме нескольких малозначительных итальянцев и, кажется, одного венгерца, Сецессион получил несколько вещей из различных немецких городов. Hans Thoma14 прислал свое "Стадо коз" (см. репродукцию в "Мире искусства". 1901. № 8-9) и свой тихо поэтичный "Летний пейзаж", писанный еще в 72 г., — вещи, к которым так хорошо подходит немецкое слово "echt"15. Из берлинских сецессионистов, поддерживающих сухо-официальную связь с Мюнхеном, мы видели две хороших вещи Leistikow16 и не очень плохого L. v. Hoffman'a17.

Что касается самого Мюнхена, то нужно прежде всего отметить молодого художника Lichtenberger'a18, выставляющегося только второй раз.

Его редкая любовь к "живописи" попала на благодарную почву удивительно тонкого чувства меры и ясного понимания смысла красочного пятна. Его intérieur'ы, чистые образцы интимной живописи, — источник наслаждения для настоящего гастронома краски. Из молодых же очень интересен Exter19, который оставил свой стиль "Jugend" и обратился больше к живописной стороне. Franz Stuck дал кроме обычных за последние годы "продажных" голов и портретов большой двойной портрет: сам он стоит в своей мастерской перед большим, еще нетронутым холстом и как бы готовится писать стоящую перед ним жену20. Uhde, Habermann, Samberger, Kaiser, Becker, Keller-Reietlingen и — из более молодых — Schramm, Jank, Winternitz21 не изменились ни на волос. Думается, что они могут теперь писать и с завязанными глазами.

II. Годичная выставка Glaspalast'a22

Огромное здание, соединяющее в себе 75 разной величины зал, так тщательно загорожено внутри от света, что, бродя в этом лабиринте в пасмурный день, спрашиваешь себя: зачем строили его от фундамента до крыши из стекла? Но легче спрятаться в стеклянном здании от солнца, чем закупориться в нем в наши дни от "свежего воздуха" в искусстве.

В последнее время (особенно в последние полтора-два года), в среде Künstler-Genossenschaft23 пошли недоразумения и раздоры, главным образом, вследствие неправильных действий и небрежности жюри. Многие даже старые члены-профессора вышли из состава общества и пробуют пристроиться со всеми своими горными видами, оленями и тирольцами в молодые общества и в случае неудачи (более чем частой) выставляют в художественных магазинах. Вместо Lenbach'a24 на президентское кресло посажен "известный маринист" Petersen25. Однако все эти внутренние переустройства ничем не отразились на внешнем виде выставки самой Künstler-Genossenschaft.

Несмотря на необыкновенную свою производительность, старейшее мюнхенское общество уже не могло бы наполнить собою всего здания и вешает на дверях некоторых зал табличку "geschlossen"26. Оно призывает себе на помощь своих близких по духу собратьев других немецких городов и даже иностранцев и отводит им в этом году 16 зал. С другой стороны, и возникающие в Мюнхене молодые общества (последнее — Vereinigung für graphische Kunst)27 с удовольствием берут себе отдельные залы, предлагаемые им по настоянию принца-регента, обеспокоенного падением "родового начала" в искусстве. Кроме только что названного еще два таких же общества (Scholle и Luitpoldgrouppe)28 получили в этом году 19 зал. Трудно описать то ощущение, которое испытываешь при подчас неожиданном переходе из залы, увешанной "добросовестными" и "старательными" пейзажами, жанрами и портретами, в залу, где видишь картины, лишенные всякой старательности: будто кнутом хлестнет по глазам! Иногда вы даже сразу не скажете, красиво ли это, как в жаркий день, вскочив в свежую воду, не можете сразу определить, насколько холодна вода. Иногда, наоборот, эта нестарательная зала кажется вам необыкновенно красивой и надо некоторое время, чтобы разобрать, что тут действительно хорошо и что только таким показалось. Особенно сильно это впечатление от зал группы "Scholle".

Захватывающе сильный контраст между огромным белым пятном (белый диван, на нем совсем белая дама с белым лицом и волосами, белая же борзая собака) и узкой полосой темного моря цвета индиго, между серым небом, по которому тянутся темно-серые же облака в форме огромных диких гусей, и ярко-желтой клеткой с желтой канарейкой, висящей как бы на самом небе, — таково одно из "панно для музыкальной комнаты" Fr. Erler'a29. Скучный и грязный в своих портретах, этот молодой еще художник слишком эффектен и насильственно оригинален в картинах. Иначе, конечно, не может и быть: раз художник видит природу так бессильно и вяло (в портретах), ему приходится выдумывать свои задачи, не имея истинной почвы под ногами; лишенный необходимой связи с первоисточником, он должен строить свой дом "на песке". Я слышал, что упомянутую вещь Erler написал в неделю, перед самой выставкой. Это сообщается то с уважением, то с восторженным удивлением. Но я не знаю, чему тут радоваться... Böcklin30 говорил, что истинная картина "должна представляться как бы огромной импровизацией". Позволю себе прибавить, что при этом совершенно безразлично, создалась ли эта истинная картина в восемь дней или в восемь лет. Я принужден остановиться на этом обстоятельстве потому, что в последнее время в Мюнхене все больше дорожат "быстротою производства". Чтобы под нее подделаться, художники беспорядочно нагромождают кучи красок и кладут эти краски какими-то необыкновенными закорючками. И в этом будто бы сказывается темперамент. Нет ничего противнее и вреднее таких технических насильственных мод. Искренний темперамент не подделать никакими приемами. Он сказывается сам и надолго приковывает к себе внимание. Этим редким качеством отличается другой участник Scholle — Eichler31. В его вещах обыкновенно искренняя поэзия идет об руку с тонким и добродушным юмором; они не выдуманы, а возникли в нем сами из чистой любви к природе. В жаркий день по краю холма, в тени густой листвы деревьев, идут четыре пожилых господина с сюртуками, переброшенными на руку, со сдвинутыми на затылок шляпами, за лентами которых воткнуты сосновые ветки. Внизу, в залитой солнцем долине, крестьяне убирают сено. Walter Georgi32 занял целую маленькую залу фризом, приспособленным для печатания в простых красках и построенным на сочетании белого, серо-зеленого, светло-желтого и бледно-лилового тона. Это — различные осенние пейзажи, иногда с одной или двумя маленькими фигурами: большой белый дом вдали на холме, перед ним парк, смешанная листва которого переходит к одному краю в большое светло-желтое пятно, длинный серый мостик, и на нем — две фигурки черного господина и бледно-лиловой дамы. Или серый день, длинные ряды серых скамей и столов загородного кабачка, желтые каштаны и пара меланхолических кур на первом плане.

Luitpoldgrouppe в своих 16 залах дает меньше интересного, чем з маленьких залы Scholle. "Гвоздем" ее остается Raffael Schuster-Woldan33, который, впрочем, на этот раз тоже малоинтересен. Bartels, Marr, Thor34 и мн. др. как бы копируют свои старые вещи. Много встречается в наши дни таких "хороших" вещей, о которых, отвернувшись, моментально забываешь.

Большая коллекция умершего недавно Faber du Faur'a35 производит в конце концов тяжелое впечатление. Его ранние работы — сухи, академичны и часто прямо плохи. Позже он натолкнулся на взаимодействие сильных красочных эффектов, на котором построен у него целый ряд подчас очень интересных эскизов. В картинах же он так и не сумел ни разу сохранить то главное, что было намечено в эскизе.

В обычной зале помещается Lenbach, который имеет теперь одновременно большую свою выставку в Künstlerhaus'e. То, что мы видим в Glaspalast'e, большею частью не ново, а что ново, то часто не хуже старого. Для маститой знаменитости и то, конечно, очень хорошо. Он, как Бурбоны, ничего не забыл, но как же с него требовать, чтобы он еще чему-нибудь научился?

В залах Künstler-Genossenschaft и ее немецких, французских, итальянских и других собратьев между тусклыми вещами "старой" школы здесь и там колют глаз бессовестные подделки под Dill'я, Zügel'я36, всяких французов и, наконец, и больше всего, под Böcklin'a; жалкие, торгашеские подделки, над которыми не стоит даже и смеяться.

Н.Б. Автономова

Комментарии

Впервые: Корреспонденция из Мюнхена // Мир искусства. 1902. № 5/6. С. 96-98.

Известна только одна публикация Кандинского для журнала "Мир искусства". Предполагается, что И.Э. Грабарь, который с февраля 1899 г. сотрудничал с журналом и регулярно посылал обзоры мюнхенских выставок, привлек Кандинского к написанию статьи. В России в это время отмечается повышенный интерес к творчеству немецких мастеров и художественной жизни Германии. В журнале "Мир искусства" воспроизводились работы известных немецких художников и печатались статьи, посвященные творчеству Г. Тома, А. Бёклина и др. Одна из ранних работ Кандинского "Старый город" (1902, Нац. музей совр. искусства. Центр Ж. Помпиду. Париж) была воспроизведена в журнале "Мир искусства" (1904. № 4). Неоромантическая линия ранних произведений Кандинского сопоставима с работами художников круга "Мира искусства" — И. Билибина, Н. Рериха, С. Малютина, А. Бенуа.

1. Международная выставка Сецессиона (Internationale Kunstausstellung des Vereins bildender Künstler Münchens "Sezession"), "Мюнхенский Сецессион" ("Verein bildender Künstler-Sezession"), была основана 4 апреля 1892 г. художниками, оппозиционно настроенными к официальному, академическому, искусству: М. Либерманом, Л. Коринтом, Ф. Штуком, П. Беренсом, Д. Сегантини и др. Сецессион ставил своей задачей широкий показ интернационального искусства, объединял мастеров разных направлений и течений: импрессионистов, символистов, представителей югендстиля. Ежегодно устраивал художественные выставки. В 1899 г. был основан Берлинский Сецессион. Между Мюнхенским и Берлинским Сецессионами существовала скрытая конкуренция за право первенства.

2. Штук Франц, фон — см. ранее, с. 360, коммент. 10.

3. Город искусства (нем.).

4. Хертерих Людвиг, фон (Herterich, Ludwig, von) (1856-1932), немецкий живописец-портретист.

5. Зулоага Игнацио (Zuloaga, Ignacio) (1870-1945), испанский художник-портретист. На выставке Сецессиона в 1902 г. был представлен его "Портрет актрисы Консуэло", воспроизведенный в журнале "Мир искусства" (1901. № 8-9. С. 72-73).

6. Гайдара Антонио, де ла (Gandara, Antonio, de la) (1862-1912), французский живописец-портретист, гравер, литограф.

7. Менар Эмиль-Рене (Menard, Emile-Rene) (1862-1930), французский художник, участник выставки "Мир искусства" в 1899 г.

8. Коттэ Шарль — см. ранее, с. 361, коммент. 26.

9. Бланш Жак-Эмиль (Blanche, Jacques-Emile) (1861-1942), французский художник, один из основателей Мюнхенского Сецессиона.

10. Аман-Жан Эдмон (Aman-Jean, Edmond) (1860-1936), французский живописец, портретист и декоратор, автор гравюр и литографий.

11. Бенар Поль-Альберт (Besnard, Paul-Albert) (1849-1924), французский художник-пейзажист, график, жил и работал в Мюнхене.

12. Браун Томас Остин (Brown, Thomas Austen) (1859-1924), английский живописец; Брэнгвин Фрэнк Уильям (Brangwyn, Frank William) (1867-1956), английский художник, график, автор монументально-декоративных произведений. Три года учился и работал в мастерской У. Морриса. Участник Мюнхенского Сецессиона в 1897 г. и 8-й выставки "Фаланга". Кандинский упоминает о нем в своей книге "О духовном в искусстве", характеризуя его как одного из первых современных художников, который использовал в ранних картинах "соединение красного и синего" цветов и пытался "при этом многословно оправдывать использование такого сочетания"; Грейтфенхаген Морис (Greiffenhagen, Maurice William) (1862-1931), английский художник, участник Мюнхенского Сецессиона; Левэйри Джон (Lavery, John) (1856-1941), английский живописец-портретист; Не-вен Дю Монт Огуст (Neven Du Mont, August) (1866-1909), немецкий художник-пейзажист; Алекс Джозеф Шарль (Alex Joseph, Charles) (1859-?), французский живописец-пейзажист, график, или Alexander, John White (1856-1915) — американский художник; Роше Александр (Roche, Alexandre Ignatius) (1861-1921), шотландский живописец, график.

13. Сатер Георг (Sauter, George) (1866-1935), английский художник, жил и работал в Германии. В тексте статьи ошибка в написании его фамилии.

14. Тома Ханс — см. ранее, с. 363, коммент. 38.

15. Настоящий, подлинный (нем.).

16. Лейстиков Вальтер (Leistikow, Walter) (1865-1908), немецкий художник, один из основателей Берлинского Сецессиона.

17. Хофман Людвиг, фон (Hoffman, Ludwig, von) (1861-1945), немецкий художник, график. Участник Берлинского Сецессиона и и-й выставки "Фаланга".

18. Лихтенбергер Ганс Райнольд (Lichtenberger, Hans R.) (1876-1957), немецкий художник. В тексте статьи ошибка в написании фамилии — "Z" вместо "L".

19. Экстер Юлиус (Exter, Julius) (1863-1939), немецкий живописец, пейзажист, график.

20. На выставке Сецессиона в 1902 г. была представлена картина Ф. Штука "Ф. Штук и его жена".

21. Уде Фриц, фон (Uhde, Fritz, von) (1848-1911), немецкий живописец, участник Мюнхенского Сецессиона; Габерман Гуго Фрейхерр, фон (Habermann, Hugo Freiherr, von) (1849-1929), немецкий живописец, член Мюнхенского Сецессиона, с 1905 г. — профессор Мюнхенской академии; Самбергер Лео — см. ранее, с. 362, коммент. 28; Кайзер Рихард (Kaiser, Richard) (1868-1941), немецкий художник, участник Мюнхенского и Берлинского Сецессионов; Беккер Бенно (Becker, Benno) (1860-1938), немецкий художник, участник Мюнхенского Сецессиона; Келлер-Рейтлинген Пауль Вильгельм (Keller-Reietlingen Paul Wilhelm) (1854-1920), немецкий пейзажист; Шрамм Виктор (Schramm, Viktor) (1865-1929), австро-венгерский художник; Янк Анжело (lank, Angelo) (1868-1940), немецкий живописец, участник Мюнхенского Сецессиона; Винтернитц Ричард (Winternitz, Richard) (1861-1929), немецкий художник-портретист.

22. Стеклянный дворец (Glaspalast), выставочное помещение в Мюнхене, где ежегодно проводились художественные выставки. Летом 1902 г. состоялась одна из выставок — "Die Jahres-Ausstellung im Münchener Glaspalast".

23. Künstler-Genossenschaft (нем.) — Художественное товарищество.

24. Ленбах Франц — см. ранее, с. 360, коммент. 10.

25. Петерсен Ганс, фон (Petersen, Hans, von) (1850-1914), немецкий художник-пейзажист.

26. geschlossen (нем.) — закрыто.

27. Vereinigung fur graphische Kunst (нем.) — Союз графических искусств.

28. "Die Scholle" — мюнхенское общество художников, основанное в 1899 г. Его членами были многие сотрудники журнала "Югенд": Ф. Эрлер, Р. Эйхлер и др.; "Luitpold-Grouppe" — мюнхенское общество художников, основано в 1896 г.

29. Эрлер Фриц (Erler, Fritz) (1868-1940), немецкий художник, график, участник Мюнхенского Сецессиона, член "Scholle".

30. Бёклин Арнольд — см. ранее, с. 363, коммент. 38 .

31. Эйхлер Райнхольд Макс (Eichler, Reinhold Max) (1872-1947), немецкий живописец, член "Scholle".

32. Вальтер Георг (Walter, Georg) (1871-1924), немецкий архитектор, дизайнер, участник Мюнхенского Сецессиона.

33. Шустер-Вольдан Рафаэль (Schuster-Woldan, Raffael) (1870-1951), немецкий художник.

34. Бартельс Ганс, фон (Bartels, Hans, von) (18567-1913), немецкий живописец, Map Карл, фон (Marr, Carl, von) (1858-1936), немецкий живописец, директор выставок в Мюнхенском Гласпаласе; Тор Вальтер (Thor, Walter) (1870-1929), немецкий живописец.

35. Фабер дю Фор Отто, фон (Faber du Faur, Otto, von) (1828-1901), немецкий художник.

36. Диль Людвиг (Dill, Ludwig) (1848-1940), немецкий художник, один из основателей Мюнхенского Сецессиона и Ново-Дахауской группы художников (Neu-Dachau group); Цугель Генрих, фон (Zügel, Henrich, von) (1850-1941), немецкий живописец, участник Мюнхенского Сецессиона.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница

 
Главная Биография Картины Музеи Фотографии Этнографические исследования Премия Кандинского Ссылки Яндекс.Метрика